Купить-продать. Сбербанк запустил сервис реализации непрофильных и залоговых активов

Сбербанк запустил портал Distressed Assets (DA) для реализации непрофильных и залоговых активов. В настоящий момент на маркетплейсе размещены данные о возможности приобретения 6,2 тыс. различных объектов – от недвижимости и техники до имущественных комплексов предприятий. О специфике функционирования нового сервиса рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Олег Ганеев в ходе пресс-конференции, прошедшей в четверг, 14 ноября. Свои вопросы руководителю смогли задать и журналисты 50 региональных СМИ со всех уголков России.

Маркетплейс для инвесторов 

Портал Distressed Assets открывает новые возможности по сотрудничеству для владельцев непрофильных активов и инвесторов, находящихся в поиске интересных для развития объектов. Необходимость создания сервиса Олег Ганеев объяснил несколькими причинами. Одна из них – отсутствие качественной профильной платформы, с проверенными полными данными и понятными правилами для всех участников.

– В настоящий момент, согласно публичным данным, на балансах банков находятся непрофильные активы на общую сумму более 2,6 трлн руб., – рассказал Олег Ганеев. – Главным вопросом в сфере реализации залогового имущества всегда было отсутствие единого прозрачного процесса и централизованного источника данных о реализуемых активах. Чтобы сделать эту процедуру удобной, мы создали портал DA.

Для чего нужен новый сервис? С одной стороны, перед банками стоит вопрос, как работать с непрофильными активами: ведь для их обслуживания или развития требуется отвлекать значительные финансовые и человеческие ресурсы. При этом в России достаточно потенциальных инвесторов, которые находятся в поиске подходящих объектов разного типа и готовы вкладывать средства в их приобретение. Предложить оптимальный вариант для общения банков и заинтересованных в выкупе активов бизнесменов пытались многие: по словам Олега Ганеева, сейчас на рынке существует около 500 профильных площадок. Таким образом, речь идет о «достаточно многообразном расфокусированном рынке», однако период поиска подходящего объекта на нем до появления портала DA мог достигать в среднем восьми месяцев.

– Отсюда возникают сложности для потенциальных инвесторов и продавцов. В их числе – проблемы с тем, чтобы купить или продать активы, непрозрачное ценообразование и длительность самого процесса покупки, в том числе привлечения финансирования для проведения сделки, – добавил зампредседателя правления Сбербанка.

Спикер уточнил, что изначально сервис DA создавался для поиска покупателей на залоговые и непрофильные активы Сбербанка, однако вскоре проект перерос в более масштабную инициативу. Поскольку у банка появился широкий клиентский пул профильных инвесторов, которые готовы покупать крупные и дорогостоящие активы для бизнеса, возможности платформы было решено расширить – по сути, создав уникальный маркетплейс, открытый для всех представителей рынка.

– Это сквозной E2E-сервис по продаже и покупке непрофильных активов. Важно, что это может быть не только имущество именно Сбербанка, но и активы с открытого рынка – в том числе наших партнеров. Это абсолютно открытая платформа, – подчеркнул Олег Ганеев. – Портал DA – не только витрина активов с уникальным классификатором, возможностью поиска по различным параметрам и встроенной рекомендательной системой, но и удобный инструмент онлайн-взаимодействия потенциального инвестора с ответственным за реализацию актива сотрудником.

Ориентир – прозрачные правила 

Какие активы можно найти с помощью платформы DA? Как показала презентация проекта, ограничений в данном случае почти нет: покупатель получает возможность выбрать для себя активы любых классов – недвижимость, предприятия, техника, сельхозугодья и т. д. Общая стоимость размещенных на сегодняшний день предложений на портале составляет порядка 200 млн руб. Впрочем, больше всего лотов относятся к продаже недвижимости (43% – коммерческой и 20% – жилой), еще 15% составляют предложения о приобретении производственных предприятий.

Важный момент: в рамках сервиса инвесторы имеют доступ не только к объектам, расположенным на территории России, но и за границей – в Белоруссии, Греции, Украине, Казахстане, Румынии.

Олег Ганеев рассказал, что при нахождении интересного для компании актива инвестор может предложить продавцу собственную цену.

– Дальше все определяется по итогам торгов. Кроме того, банк проводит полное сопровождение сделки – в том числе, у клиента есть возможность запросить кредит на тот или иной актив, а также получить консультацию по процедуре банкротства, – подчеркнул руководитель. – Платформа обладает интуитивно понятным интерфейсом, который позволяет потенциальному участнику сделки выбирать подходящие для него параметры – территорию, сумму, вид и класс актива. Уверен, что наш сервис имеет высокую клиентоориентированность.

Зампредседателя правления Сбербанка акцентировал внимание на том, что к настоящему моменту на платформе DA проведено уже около 200 сделок на общую сумму 6,5 млрд руб. – и этот показатель постоянно растет. На платформе уже зарегистрировались 3,5 тыс. профессиональных инвесторов – и это без учета тех, кто осуществляет разовую продажу или покупку.

– По закрытым сделкам мы видим, что возврат средств для банков и других собственников непрофильных и проблемных активов улучшается на 20%. При этом время проведения переговоров значительно сокращается – и, соответственно, снижаются затраты, – резюмировал Олег Ганеев. – Мы исходили из того, что наш портал должен стать не только «шоурумом», но и стать витриной, где в режиме онлайн для любого участника рынка были бы доступны все данные по активам – прозрачно и публично.

Кроме того, в рамках пресс-конференции зампредседателя правления Сбербанка ответил на вопросы региональных журналистов. Участников встречи интересовали различные направления деятельности департамента по работе с проблемными активами – в частности, Олег Ганеев рассказал о перспективах развития филиальной сети в регионах, а также подвел первые итоги функционирования новых услуг. Так, спикер подробно осветил тему «ипотечных каникул» (в том числе, подачи заявлений на них в режиме онлайн), а также сообщил о возможностях платформы Bankro.Tech.

Татьяна Омельченко