ФАС на кулуарность: Мэрию Воронежа пытаются заставить проводить конкурсы на управление новостройками

palyutinПровести совещания с участием представителей муниципалитетов (прежде всего, Воронежа) на тему организации конкурсов по выбору управляющих компаний (УК) для новостроек поручил губернатор Алексей Гордеев в ходе оперативного совещания, прошедшего в понедельник, 31 октября, в правительстве Воронежской области.

Поводом для выдачи такого поручения стал доклад руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Воронежской области Владимира Рохмистрова, в котором глава ведомства напомнил о необходимости для муниципалитетов проводить подобные конкурсы в том случае, если жители сами не определились с выбором УК или не сформировали на доме ТСЖ в течение 20 дней с момента выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию нового многоквартирного дома (МКД).

Как сообщает пресс-центр правительства Воронежской области, губернатор дал поручение провести по данной теме совещание на уровне регионального правительства с участием глав муниципальных образований и городских округов, в первую очередь Воронежа, а также организовать обучающие семинары по вопросу проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД.

Почему глава региона особо отметил Воронеж, понятно. Во-первых, именно на столицу Черноземья приходится основное количество вновь вводимых квадратных метров жилья, и именно здесь строители повсеместно реализуют практику самостоятельного заключения договоров с аффилированными компаниями еще до момента сдачи дома в эксплуатацию. Что, как считают в УФАС, незаконно и нарушает антимонопольное законодательство.

В частности, не так давно ведомство распространило информацию о своей победе в тяжбе с горадминистрацией в 19-м Апелляционном Арбитражном суде. УФАС обвинило мэрию в бездействии на стадии формирования конфликта между застройщиком ряда домов по ул. Минская (ЗАО «ВМУ-2», подконтрольное спикеру Воронежской городской Думы Владимиру Ходыреву) и УК «Родник» с одной стороны и жителями этих домов – с другой. Собственники вновь построенных квартир оказались недовольными тем фактом, что застройщик без их ведома навязал им управляющую компанию, а антимонопольщики сочли, что при таком раскладе в дело должна была вмешаться мэрия – проведя соответствующие конкурсные процедуры по отбору эксплуатирующей организации.

«Администрация Воронежа уклонилась от исполнения обязанности. Таким образом, суть нарушения антимонопольного законодательства выразилась в непроведении конкурса по выбору управляющей компании для управления отдельными многоквартирными домами. По итогам рассмотрения дела администрации Воронежа выдано обязательное для исполнения предписание», – сообщили в УФАС.

Отметим, что собственные управляющие компании имеют сегодня все крупнейшие строительные организации, работающие в Воронеже. Как неоднократно заявляли в прессе руководители предприятий-застройщиков, факт наличия своих УК позволяет строителям оперативнее исправлять недочеты, допущенные при возведении домов, которые вскрываются в процессе обслуживания МКД.

На деле же часто выходит, что УК, аффилированная с застройщиком, принимает в эксплуатацию дома с явными недоработками, напрямую влияющими на комфортность проживания здесь людей.

В частности, в начале 2011 г. в центре скандала, связанного с такой практикой, оказалась та же самая УК «Родник», доначислившая колоссальные суммы за перерасход теплоносителя собственникам квартир в том же квартале по ул. Минская. Жильцы вышли на стихийный митинг по поводу не только доначислений, но и того, что в их квартирах держалась температура в районе +33 градусов по Цельсию. Как оказалось, теплоузлы в домах были сданы застройщиком (опять же, ЗАО «ВМУ-2») с технологическими недоработками, не позволяющими регулировать температуру теплоносителя. А аффилированная с ним эксплуатирующая организация «не обратила внимания» на этот недочет.

Так что для чего нужно сохранение подобной системы застройщикам, понять легко – «ворон ворону глаз не выклюет». Для чего оно надо мэрии – вопрос дискуссионный. С одной стороны, строители сегодня в городе – клан неприкасаемых, делать что-либо, ущемляющее их интересы – моветон, чреватый серьезными последствиями.

С другой же стороны, проведение подобных конкурсов – лишняя «головная боль», новый элемент в муниципальном управлении, осваивать который чиновники могут и не желать (тем более, когда в городе уже давно устаканилась система, когда выбор УК для новостройки – священное право того, кто ее возвел). В пользу этой причины говорит тот факт, что за все время, которое Жилищный кодекс требует от муниципальных властей проведения открытых конкурсов на право управления вновь построенным МКД, в Воронеже не было проведено ни одной такой конкурентной процедуры.