Документ общественного договора. Эксперты обсудили будущее Генплана на форуме «Воронеж BUILD»

28 и 29 марта – в столице Черноземья, в Сити-парке «Град» на шестом межрегиональном форуме «Воронеж BUILD 2019» собрались сотни представителей самого широкого спектра направлений строительства и архитектуры из разных городов России, чтобы обменяться опытом, найти новых партнеров и клиентов.

Рост год от года

Организаторами форума по традиции выступили Expo Event-Hall Группы компаний Хамина, а также Союз строителей Воронежской области при активной поддержке правительства региона, департамента строительной политики и администрации города.

Как и в прошлые годы, «Воронеж BUILD» развернулся в Сити-парке «Град»: на парковке перед центральным входом в здание гости и участники форума смогли оценить уличную выставку «Строительная техника», а в залах Expo Event-Hall расположились тематические экспозиции «Aqua Expo», «House Expo» и «Энергетика Большого города».

Деловая программа форума, опять же традиционно, оказалась ориентирована на представителей различных отраслей строительства и архитектуры. Пленарные дискуссии, круглые столы, семинары и конференции – форматов работы «Воронеж BUILD» предоставил в избытке, достаточно лишь выбрать интересующую тему.

Большинство участников сошлись во мнении, что за прошедшие годы форум зарекомендовал себя среди специалистов отрасли как крупнейшая ведущая отраслевая площадка для бизнеса в ЦФО и бесспорный лидер в Центральном Черноземье. Этот аспект приобретает особое значение в вопросах формирования имиджа и подтверждения лидерства Воронежа как столицы Центрально-Черноземного макрорегиона. На этом акцентировал внимание и губернатор Александр Гусев, приветствуя участников и гостей форума: глава региона пожелал, чтобы «Воронеж BUILD» стал не только местом интересного общения, но и принес практическую пользу от новых контактов и проводимой работы.

– На самом деле нам в Воронеже есть, что представить на ваше рассмотрение. Воронежская область справедливо занимает третье место в ЦФО (после Москвы и Подмосковья – Прим. ред.) по объемам и качеству строительства, – подчеркнул Александр Гусев. – Причем на сегодняшний день мы готовы сказать, что активно занимаемся не только развитием наших пространств в центральной части города – периферийная застройка и кварталы на окраинах Воронежа уже являются современными пространствами, где людям удобно и комфортно жить.

В свою очередь, руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья Кирилл Холопик подчеркнул: мероприятие, ставшее традиционным, год от года набирает обороты.

– Увеличивается количество участников, сложность и глубина проработки тех вопросов, которые здесь обсуждаются. Могу с уверенностью сказать, что «Воронеж BUILD» входит в число самых крупных строительных мероприятий в России. Подобных форумов в других городах проводится совсем немного, – заверил эксперт. – Здесь появилась очень мощная и серьезная площадка не только для того, чтобы показать продукцию, но и для проведения интеллектуальных дискуссий.

Председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин заверил, что отрасль стоит на пороге серьезных изменений.

– Но именно этот перестроечный период, период серьезных реформ, заставляет нас сегодня рассматривать площадку форума как место для серьезного общения, новых коммуникаций, изучения опыта работы тех, кто действует наиболее эффективно, – пояснил эксперт. – Искренне желаю, чтобы работа форума была продуктивной, были завязаны уникальные контакты, заключены продуктивные договора и найдены новые пути развития.

Официальный старт работе «Воронеж BUILD» дал руководитель Группы компаний Хамина, депутат Воронежской облдумы Евгений Хамин. Бизнесмен также отметил растущие с каждым годом географию и представительство участников форума, и выразил пожелание не останавливаться в развитии. Кроме того, девелопер обозначил и главную тему мероприятия – разработку нового Генерального плана Воронежа.

– Нам выпала честь заниматься такой серьезной темой, как принятие того Генплана, с которым мы будем жить десятилетия. Думаю, что мы подойдем к данному вопросу основательно, сделаем это так, чтобы учесть интересы большинства сторон и обеспечить соблюдение требований федеральных структур – в том числе, и в части нового пространственного развития регионов, – добавил Евгений Хамин. – Хочу пожелать нам всем успешной работы и понимания, что с каждым годом мы будем видеть наш город краше, интереснее и эффективнее. Всем нам успеха – а для него необходима совместная сложная и важная работа по преобразованию мира вокруг.

Учитывая интересы всех сторон

Центральным событием форума на этот раз стало обсуждение перспектив разработки в Воронеже ключевого градостроительного документа города. В рамках пленарного заседания «Генеральный план Воронежа – взгляд из будущего» участники встречи поделились своим видением того, какие векторы и современные тренды необходимо учесть при подготовке этого важного документа – по сути, определяющего жизнь областного центра на ближайшие 20 лет.

Основной вопрос дискуссии сформулировал ее модератор Владимир Астанин – какие решения и аспекты необходимо заложить в Генплане города, чтобы в 2041 г. Воронеж был одним из самых современных мегаполисов? И не лучше ли вовсе отказаться от подготовки такого документа – в пользу новых вариантов градостроительного планирования (например, мастер-плана)?

Своим видением перспектив развития города и более крупного элемента – Воронежской агломерации – поделился губернатор Александр Гусев.

– Нам повезло дважды. Мы успели организовать разработку генплана и выбрать правильного исполнителя этих работ. Надеюсь, что наш подрядчик (НИИ Генплана Москвы. – Прим. ред.) сумеет сделать это качественно и профессионально. Генеральный план – основополагающий документ, но он понятен для специалистов. Наша задача – вовлечь в этот процесс и жителей, поэтому необходимо параллельно готовить и альтернативные презентации для горожан: например, это могут быть условные проекты территорий.

Также глава региона подчеркнул, что Воронеж нельзя рассматривать в отрыве от ближайших к нему районов – при планировании речь необходимо вести именно об агломерации с общими проблемами, потребностями и сильными сторонами.

Мэр Воронежа Вадим Кстенин предметно остановился на другом аспекте развития агломерации – необходимости создания транспортного каркаса. Помимо вариантов создания системы рельсового транспорта (так называемого легкого «метро» или скоростного трамвая), в горадминистрации прорабатывается и «план Б» – стратегическое развитие улично-дорожной сети.

– Эта работа идет параллельно с подготовкой Генплана, что для Воронежа является уникальным примером. Уже сегодня мы приступаем к реализации перспективного плана развития автодорог. В частности, губернатор одобрил начало строительства ряда знаковых и достаточно ресурсоемких объектов – Остужевской развязки, создание дублера Московского проспекта, создание бул. Олимпийского, который соединит улицы Шишкова и Тимирязева. Уверен, что без современного транспортного каркаса, без реформы общественного транспорта Воронеж двигаться вперед такими темпами больше не может, – пояснил Вадим Кстенин. – На данном этапе мы должны очень сильно ускоряться, потому что запросы населения сегодня достаточно высоки, и это совершенно объективно. Мы должны в среднесрочной перспективе заложить такие базовые вещи, которые позволят нашему городу сделать качественный рывок вперед.

О работе по подготовке Генплана, которая ведется сейчас, участникам дискуссии рассказал заместитель директора НИИ Генплана Москвы Александр Колонтай. По его словам, на данный момент завершается первый этап разработки – подготовка концепции самого документа, в которой должны быть учтены различные аспекты: распределение жителей по районам, миграционные явления, наличие качественной социальной и инженерной инфраструктуры, экологическая безопасность и многие другие вопросы.

Отметим, что современным вариантом развития агломерации, не предполагающим включения в городскую черту новых территорий, может стать создание «спутников» Воронежа. Разработкой такого пространства – города-спутника «Солнечный» – в настоящий момент занимается команда специалистов, возглавляемая Группой компаний Хамина. Экспертов, которые трудятся над организацией уникальной территории, также представили на одной из сессий в рамках форума. Перед специалистами из ведущих строительных, ландшафтных, архитектурных, IT и экологических компаний России и Европы стоит непростая задача: создать проект территории с качественной, удобной инфраструктурой (социальной, спортивной, жилой), масштабными рекреационными зонами и настоящей точкой притяжения – Технополисом. Презентовать детальную концепцию будущего города-спутника в ГК Хамина не спешат: документ должен быть полностью проработан и учитывать все нюансы и потребности современной качественной жизни.

Точку в дискуссии о перспективах создания нового Генплана поставил девелопер Евгений Хамин. Отметив, что вопрос определения векторов развития миллионного города ни в коем случае нельзя отдавать на откуп лишь инвесторов, без учета мнения жителей и власти, бизнесмен призвал подключить к разработке Генплана специалистов разного профиля.

Татьяна Омельченко