Юрий Тимофеев: «После появления платных парковок Воронеж стал выглядеть иначе»

Платные парковки в центре Воронежа действуют уже почти два месяца, но многие автомобилисты пока не привыкли к нововведению. Часть водителей заявляют, что не собираются оплачивать стоянку «без удобств». Управляющий парковочным пространством концессионер – белгородское ООО «Городские парковки» – грозит нарушителям штрафами. Плюс традиционно критика звучит в адрес властей: дескать, чиновники не думают о простых воронежцах, а заботятся только о поступлении денег в бюджет.

Затянется ли борьба автомобилистов с концессионером – и может ли кто-то выйти из нее победителем? Есть ли шанс, что власти дадут дополнительные льготы на пользование платными парковками – а то и вовсе отменят проект? И чего в этой новации больше – экономики или заботы о горожанах? Об этом корреспонденту «Обозреватель.Врн» рассказал первый вице-мэр Воронежа по стратегическому планированию, экономике и финансам Юрий Тимофеев.

Землю – в оборот 

– Юрий Васильевич, насколько успешно, на Ваш взгляд, развивается система платного парковочного пространства в Воронеже? 

– Как и в любом начинании, с платными парковками в городе на стартовом этапе не обошлось без определенных шероховатостей – это надо признать. Но речь о технических моментах – нет таких проблем, чтобы задумываться о целесообразности проекта в целом. Все видят, что введение платных парковок позволило разгрузить центр города от машин, сделать его более комфортным и для автомобилистов, и для пешеходов, и для общественного транспорта. Это очень важно. Уменьшились пробки, выросла скорость движения. Комфортнее стало жителям и гостям города: для туристов – это я могу сказать как человек приезжий – Воронеж стал выглядеть по-другому. Улицы стали более привлекательными и цивилизованными, потому что, когда мы наблюдаем загромождение машин, есть ощущение какого-то хаоса.

– Вы сами отметили, что не так давно приехали в Воронеж и застали тот момент, когда в городе не были так внедрены платные парковки. Ваши ощущения на тот момент? 

– Я его и выразил, потому что говорил как турист. Когда приехал в Воронеж, я очень много ездил по городу на личном автомобиле – в выходные и по вечерам. Это нужно было, чтобы понять город, увидеть не только его центр, но и окраины, познакомиться с ним – как замглавы администрации, я должен понимать специфику муниципалитета. И в своих поездках я постоянно сталкивался с хаотичной расстановкой машин: одни припарковались, другие встали на «аварийку», чтобы высадить кого-то, еще и автобус подъехал. В итоге просто не знаешь, что делать. Естественно, город это не красило.

– А Вы лично как считаете, платные парковки для города – благо или зло? 

– Уверен, что благо. Пусть и не очень привычное пока для воронежцев. Мне, как автолюбителю, теперь не нужно наматывать километры в поисках места для стоянки. Ведь в чем проблема с нашей точки зрения? Раньше конкретным участком дороги, на котором стояла машина, зачастую пользовался только один человек целый день – а то и больше. Теперь появилась возможность предоставить это же место в течение рабочего дня сразу нескольким автомобилистам. Это значительно увеличивает полезность эксплуатации городской земли. Могу сказать на собственном примере: когда я изучал Воронеж, нередко хотелось остановится в центре и посмотреть какое-то здание или зайти в магазин. Мне было бы достаточно 15 минут, которые сейчас отводятся для бесплатной парковки. Но сделать этого я не мог – просто не было места! У нас основная проблема – стоящий весь рабочий день транспорт у офисов, сотрудники которых приезжают на машине на работу. Вот от этого транспорта и надо разгружать центр.

Время лечит? 

– Многие воронежцы недовольны появлением платных парковок, зарегистрировано немало случаев вандализма. Как переломить подобную реакцию? 

– Я бы ответил просто: все лечит время. Какое бы нововведение ни вводилось, ему всегда уделяется особое – повышенное – внимание. Например, в Твери, где я работал главой администрации, был такой случай: мы установили арт-объект, рыбака с удочкой. Так эту удочку ломали раз в неделю как минимум! Сейчас скульптуру никто не трогает. Аналогичная ситуация и здесь: конечно, концессионер будет следить за вандализмом в рамках своих возможностей, но время все выправит.

– И сколько его потребуется? 

– Не могу сказать. У каждого города своя специфика.

– А как было в Твери? Когда привыкли люди? 

– Достаточно быстро. Наверное, через месяц-два у нас уже не было никаких серьезных проблем.

– Но на текущий момент для Воронежа это значимая сложность – вандализм в отношении оборудования платных парковок? 

– Это издержки концессионера. Бюджетные средства здесь не тратятся. Оператор парковочного пространства, конечно, должен бороться с проблемой, это в его интересах.

– Кстати, о бюджете. Согласно договору, в течение первых 5,5 лет компания обязана перечислять по 25% выручки в доход города, затем этот процент вырастет до 40%. Этот показатель можно считать справедливым – для муниципалитета и для инвестора? 

– Действующие условия определились на конкурсе. Плюс – при подготовке концессионного соглашения администрация сделала необходимые экономические обоснования и расчеты. Поэтому имеющиеся показатели, думаю, правильно назвать экономически обоснованными. Проще говоря, есть рынок, и он диктует условия. Если бы на открытый конкурс, который проводился публично, пришла компания и сказала: «Мы готовы первое время платить 50%, а потом 90%» – безусловно, они бы победили. Поверьте, их встретили бы с распростертыми объятиями. Но условий лучше, чем действующие, никто из участников конкурса не предоставил.

Коммерция или «социалка» 

– В Твери платное парковочное пространство запущено еще в 2015 г. Причем для создания этой системы частные средства не привлекались. Какой принцип организации платных парковок Вы считаете более целесообразным? 

– В Твери сторонних инвесторов действительно не задействовали, но по другой причине – из-за отсутствия интереса бизнеса к данному нововведению. Тогда никто не понимал, как платные парковки воспримет население, готовы ли люди ими пользоваться. Мы сделали небольшой платный участок в центре, потому что на тот момент в российских городах было не так много опыта реализации подобных проектов.

– Но в Воронеже аналогичный проект запустили только три года спустя. 

– Да. У воронежских властей уже была возможность изучить опыт других городов, предугадать все проблемы и придумать, как с ними работать. В итоге проект реализовали грамотно и масштабно. В Твери мы делали иначе – ввели центр, чтобы посмотреть и изучить, как и что будет развиваться дальше. При действующей системе соглашения в Воронеже город не потратил ни рубля на создание платных парковок – а в Твери мы вкладывали средства из бюджета. При этом Воронеж уже сейчас получает 25% выручки от концессионера.

– То есть привлечение инвестора имело смысл? 

– Конечно. Посмотрите на другие города: например, в Петербурге до сегодняшнего дня проект платных парковок, по оценке экспертов, считается убыточным. Я уверен, что в Воронеже есть, куда вкладывать средства более приоритетно. Более того: все штрафы идут в местный бюджет. Для казны это будет хорошее подспорье. Но я хочу подчеркнуть: это точно не главная цель. Платные парковки почему-то позиционируют как коммерческий проект – но не с этой стороны его стоит рассматривать.

– С какой же тогда? 

– С точки зрения повышения комфорта города для его жителей. Основная цель создания платных парковок – в сокращении пробок, обеспечении нормальной скорости для транспортного потока, беспрепятственного движения автобусов. И, конечно, обеспечение безопасности на дороге. Власти – и города, и области – рассматривают комплекс проблем, а не отдельные компоненты. Разгрузка центра – это и улучшение экологии, и повышение привлекательности для туристов. Это комплекс мер, который не ограничивается платными парковками. Поэтому строятся объездные дороги, рассматривается проект легкорельсового транспорта, развивается транспорт общественный.

Не закапывать в землю 

– Раньше предполагалось, что в центре оборудуют сразу несколько крупных платных подземных парковок – под Советской площадью, напротив главного корпуса ВГУ, под новым зданием ЦУМа и т.д. Подобные проекты актуальны? 

– До сегодняшнего момента это было экономически нецелесообразно – ведь раньше можно было оставить машину на обочине, на газоне или где-то еще. Сейчас, думаю, бизнес получил новый импульс для строительства многоярусных или подземных парковок. Посчитайте: отстоять на «нашей» парковке целый рабочий день – 8 часов – будет стоить 320 руб., а где-то подальше инвестор предложит, например, за 150 руб.

– Тогда речь должна идти о муниципально-частном или государственно-частном партнерстве? 

– Не обязательно, это может быть абсолютно коммерческий проект.

– Но есть проекты, которые без участия властей – города или области, в зависимости от формы собственности конкретного земельного участка – не реализуешь. Например, создание парковки под Университетской площадью. 

– Поймите, подземные парковки – хорошо звучит. Но речь идет о колоссальных вложениях, и ни один инвестор, да и муниципалитет, на это просто так не пойдет. Мы должны сделать перехватывающую парковку – мы начали их создавать и будем продолжать. Но такие стоянки будут комфортны для приезжающих из отдаленных районов горожан – поставил машину и пересел на общественный транспорт в центре. Есть опыт Москвы: я сам так делаю, оставляю машину на перехватывающей парковке возле МКАДа и пересаживаюсь на метро. Это экономия времени: в подземке я потрачу 20 минут, а на машине буду часа 1,5 ехать. Но это должно для пользователей быть комфортно и привлекательно – по времени, по затратам.

– Кстати, необходимость именно подземных парковок аргументировали тем, что в центре сложно найти свободный участок земли для многоярусной парковки. 

– Знаете, тут надо расставлять приоритеты. Мы должны понимать, что если хотим ездить в центр на своей машине, то должны быть готовы к каким-то неудобствам или платить за комфорт. Поэтому по мере необходимости землю мы будем изыскивать – не могу сказать, что ее в центре совсем нет – но водителям в любом случае придется какое-то время тратить на дорогу от парковки до работы, в каждом дворе стоянки не будет.

Бизнесу – плюс? 

– Если сравнивать два проекта, воронежский и тверской, то и стоимость часа парковки различается. У нас – 40 руб. в час, там – 30 руб., причем на оплату отводится 30 минут (вместо 15 – в Воронеже). Какие условия более оптимальны для автомобилистов? 

– Опыт многих городов показывает, что 30 минут является предпочтительным периодом. Но еще раз хочу обратить внимание: до введения платных парковок работники многих офисов и магазинов, не задумываясь, оставляли машины на обочине, а сотни покупателей и посетителей офисов и деловых центров вынуждены были тратить массу времени, чтобы найти место для стоянки машины. Все сталкивались с такой ситуацией: нужно остановиться у магазина на 5 минут, но места нет. И возникает выбор: припарковаться во втором ряду, рискуя нарваться на штраф, или проехать дальше и вернуться – а то и просто купить в другом месте. Поэтому для магазинов и кафе в центре города платные парковки – огромный плюс.

– Но не все бизнесмены с Вами согласятся. Недавно один из владельцев кафе в центре города опубликовал петицию, попросив у властей ввести льготы по парковке для бизнеса в центре – например, предоставлять сколько-то бесплатных мест для посетителей. Аргументировал свое предложение бизнесмен тем, что якобы он и его коллеги оказались в неравных условиях с владельцами таких же заведений на улицах, где платных парковок нет. Как Вы считаете, это нормальная схема или порочная практика для города? 

– Наверное, бизнес делает правильно: если у него есть возможность обратиться к властям за более выгодными для себя условиями, он должен этим пользоваться. Иначе какой он бизнесмен? Но что касается аргументации, она спорная: я считаю, что владельцы торговых точек и кафе на окраине города могли раньше писать аналогичные жалобы на неравные условия – потому что в центре ликвидность и привлекательность бизнеса всегда выше. Так что предприниматель, который работает в центре города, изначально был в неравных условиях с конкурентами – у него условия были лучше. Второй момент: а как бизнесмен вообще понял, что платные парковки для него сыграли плохую роль? Еще не прошло достаточно времени, чтобы оценить реальный экономический эффект.

– То есть, жалуется бизнесмен заранее? 

– В принципе, да. А вдруг он поймет, что ситуация, наоборот, стала для него выгодней: его клиенты без проблем могут приехать и припарковаться? Владелец торговой точки может взять на себя оплату парковки или не делать этого, или пойти по принципу многих городов – оплатить первый час стоянки для клиентов. То есть часа достаточно, чтобы пообедать или выпить кофе – а дальше платите сами. К тому же бизнесмен должен понимать, что платную парковку можно использовать для ускорения работы – быстрее обслуживать посетителей, чтобы клиент быстрее сделал покупку.

– Так можно ли в теории предположить, что льготу на парковку бизнес себе пробьет – может, не сейчас, а со временем? 

– Знаете, решение принимает Вадим Юрьевич (Кстенин, глава города – прим.ред.), не готов за него говорить. Если спросите мое мнение, то я считаю это нецелесообразным. Причина проста: если мы начнем этим бизнесменам предоставлять льготы, то создадим прецедент. Например, недавно заговорили о льготах на парковку возле социальных объектов. Звучит красиво, но как это реализовать? По идее, человек приехал в поликлинику, поставил машину и пошел на прием. Но мы же понимаем, что произойдет по-другому: работники соседних офисов забьют парковку машинами, а пациент все равно не сможет свободно оставить авто.

– Но можно же создать какую-то инфраструктуру: установить шлагбаум, поставить охранника, который будет пропускать на парковку… 

– Хорошо. И что он будет спрашивать у посетителей? «Вы в больницу?» Как можно проверить, правду ли говорит конкретный водитель? Это нереально. А если какие-то дополнительные вопросы или проверку придумать – представляете, какая очередь будет на шлагбауме?

– Пожалуй. 

– То есть звучит инициатива хорошо, но при ее реализации мы создаем прецедент. Та же система и с парковками для бизнеса в центре: по каким критериям выделять места? Сразу возникнет множество вопросов, будут недовольные, кто-то обратится в прокуратуру и т.д. К тому же повторю: на мой взгляд, платные парковки – благо для бизнеса.

– До введения платных парковок обсуждалась возможность сделать дифференцированный тариф – на самых востребованных улицах дороже, на менее загруженных дешевле. Рассматривается ли это предложение в настоящий момент? 

– Концессионное соглашение заключено и в нем четко прописаны все параметры.

– Но в договоре указана только максимальная цена. Инвестор же может самостоятельно снизить ее для каких-то улиц? 

– Может быть, к этому вопросу можно будет вернуться, когда проект выйдет на окупаемость – то есть лет через 5-6. Пока, вы сами говорили, концессионер несет много затрат – и на первоначальном этапе, и на ремонт оборудования, и т.д. А что касается цены – думаю, она справедливая. В качестве иллюстрации: недавно мне надо было припарковаться на проспекте Революции, уже действовали платные парковки, но я едва нашел место для своей машины – и то на расстоянии. Население голосует рублем, и раз центр не стоит пустой, без машин, то услуга востребована. У нас сегодня процентов 70 парковочных мест в центре днем заняты.

– Кстати, недавно в центре открылась небольшая парковка, которую оборудовал частник. Он сдает места на ней по 20 руб. за час – и стоянка пользуется спросом. Как вы относитесь к таким предложениям? 

– Поддерживаю: это же альтернатива для горожан – конечно, если все сделано по закону. То есть, начинает включаться рынок. Вы спрашивали, возможно ли понижение стоимости парковочного места на конкретных улицах? Мы уже пробовали в старое доброе советское время все регламентировать, но не получилось. А рынок сам все отрегулирует. Бизнес сам внесет еще множество корректировок в эту систему – увидите!

Беседовала Татьяна Омельченко