В федеральном тренде: Продажа муниципального имущества в Воронеже – следствие требований Москвы?

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на днях вновь высказался за сокращение доли государства и муниципалитетов в экономике. Слова, сказанные им в ходе заседания правительства Российской Федерации, во многом позволяют понять процессы, проходящие сегодня в Воронеже.

Прямо и косвенно

– Следует более активно проводить приватизацию государственной собственности, – отметил Медведев. – Хотя это не всегда просто, особенно на региональном и муниципальном уровнях. По данным ФАС, присутствие госструктур в экономике не сокращается, а наоборот, возрастает даже в тех сегментах, где это совершенно не требуется.

При этом глава правительства добавил, что прежде всего имеет в виду рынок недвижимости, сферу коммунальных услуг, розничную торговлю, деятельность по организации отдыха и развлечений.

Стоит отметить, это уже – не первый выпад в адрес государственной и муниципальной власти, никак не желающей расставаться с активами и тем самым препятствующей развитию конкуренции на подконтрольных территориях. Так, как «Обозреватель.Врн» сообщал ранее, в конце прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал Указ, запрещающий органам государственной и муниципальной власти в РФ создание новых предприятий, деятельность которых связана с работой на товарных рынках. Документ также устанавливал запрет на прямое или косвенное приобретение органами государственной власти и муниципальными образованиями акций и долей хозяйствующих обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции. «Косвенное» – это приобретение указанных долей государственными и муниципальными компаниями, предприятиями и учреждениями.

Менее года спустя Владимир Путин на заседании Госсовета обрушился с резкой критикой на существующую в экономике бесконкурентную систему.

– Мы считаем, что это ерунда какая-то, ничего страшного. Надо порадеть родному человечку – ну, условно говоря, своим каким-то фирмешкам, ГУПам, МУПам, – сказал он. – На самом деле ущерб для экономики страны – колоссальный. Мы его просто не ощущаем, но он большой.

Государственные структуры, компании с госучастием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, продолжил глава государства, подчеркнув, что данные структуры фактически вытесняют бизнес с рынков, монополизируют их. Как следствие, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела.

Так что попытки федерального центра передать целые отрасли экономики из рук государственной и муниципальной власти в частные руки – это тренд последнего времени, а не ноу-хау, внезапно предложенное премьер-министром.

Продать нельзя оставить

И, если обратиться к экономике Воронежа, можно понять, что местные власти этот тренд поддерживают уже давно. Правда, как-то выборочно.

Посудите сами. Например, если говорить о торговых предприятиях, то здесь приватизация (тайно или явно) идет активнейшим образом уже очень давно.

В частности, «Центральный рынок», который, хоть и остается муниципальным, по сути, управляется частной компанией и мало что приносит в городской бюджет. Кроме, разумеется, налогов. Или рынок «Северный», который сегодня проходит через реконструкцию, в результате которой с большой долей вероятности потеряет своего владельца в лице муниципалитета. Равно как и рынок «Южный», который мэрия решила приватизировать, параллельно выдавив с него часть предпринимателей – признав их капитальные сооружения нестационарными торговыми объектами.

В этот же список можно включить и некогда муниципальный рынок «Придача», которым сегодня управляют структуры АО «Домостроительный комбинат». Или подземный переход возле цирка, отданный вместе с расположенными здесь торговыми объектами мэрией в концессию, несмотря на протесты населения и возмущение депутатов гордумы.

Впрочем, организация торговли, действительно, не должна быть уделом властей – без разницы, муниципальной, или же государственной. Вопрос здесь в другом: кто и на каких основаниях получает раскрученные объекты под управление?

Куда более интересной выглядит ситуация в коммунальном секторе, где опыт передачи объектов жизнеобеспечения в частные руки существует уже давно.

Напомним, в 2012 г. имущество МУП «Водоканал Воронежа» было передано в концессию ООО «Росводоканал-Воронеж», которое пообещало провести целый ряд работ по модернизации системы водоснабжения и водоотведения в областном центре, вложив в их проведение колоссальные средства. И в принципе, техническое перевооружение правобережных очистных сооружений, водоподъемных станций и других объектов водоканального хозяйства позволяет сегодня говорить, что решение о передаче имущества в концессию было не ошибочным.

Сегодня мэрия Воронежа готовится к передаче в концессию еще одного жизнеобеспечивающего предприятия – МКП «Воронежтеплосеть», обеспечивающего теплом и горячей водой треть населения областного центра. Региональные власти видят возможным концессионером ПАО «Квадра», о чем говорилось не раз и не два. Однако руководство компании пока не дало своего окончательного ответа на участие в предстоящем конкурсе на получение права концессии, всячески уходя от предоставления каких-либо гарантий на этот счет. Что наверняка вызывает недовольство городских властей, неоднократно заявлявших: соответствующий конкурс пройдет до конца 2018 г.

Впереди планеты всей

Но самые, пожалуй, интересные перспективы представляет собой грядущий конкурс по приватизации имущества МУП «Воронежская горэлектросеть».

Историю с попыткой приватизации МУП «Воронежская горэлектросеть» «Обозреватель.Врн» подробно освещал в прошлом году. Первую попытку реализовать активы энергораспределительного предприятия руководство компании (естественно, с согласия мэрии) предприняло в начале января, однако вскоре тендер оказался отменен – впрочем, ненадолго. Уже в апреле был объявлен второй по счету конкурс, предметом которого стало имущество МУПа. На торги предприятие выставило более 16,6 тыс. различных позиций активов: 1045 зданий, 119 автомобилей и около 5,6 тыс. единиц оборудования, а также 9849 сооружений (в основном, к этой категории относились кабельные линии электроэнергии) и более 800 наименований запчастей. В итоге на участие в конкурсе заявились четыре компании, однако комиссия не допустила до торгов одного из претендентов – ООО «Электроэкспресс» из Бутурлиновского района.

По итогам представленных компаниями предложений комиссия определила победителя – им оказалось столичное АО «ГЭС». Второе место заняла заявка АО «ЭнергоИнвест», а компания «МРСК Центра» (которую многие наблюдатели считали фаворитом отбора) стала лишь третьей. Однако с подобным распределением мест монополист не согласился: руководство «МРСК» обжаловало результаты конкурса в УФАС. Антимонопольщики удовлетворили жалобу компании и потребовали отменить оценку заявок по двум подкритериям.

Впрочем, и после проведенного пересчета монополист не смог одержать победы в конкурсе: заявке «МРСК Центра» присудили только второе место, а первенство оставили за АО «ГЭС». И руководство «МРСК Центра» предпочло отстаивать свою правоту в суде.

В конце мая в Арбитражный суд Воронежской области обратилась и администрация города – правда, уже с иском к собственному муниципальному предприятию. И в начале сентября 2017 г. арбитраж удовлетворил иск мэрии и отменил результаты конкурса.

А впоследствии врио губернатора Воронежской области Александр Гусев проинформировал общественность о выборе новой схемы передачи предприятия инвестору. МУП будет реорганизован в акционерное общество, а его акции – реализованы в ходе конкурсных процедур.

В конце июня текущего года муниципальное предприятие возглавил депутат Воронежской городской Думы, экс-гендиректор АО «Единая процессинг-сервисная система Воронежской области» Руслан Кочетов. По мнению экспертов, коммунальный менеджер будет должен как раз подготовить предприятие к его законной передаче в руки частного инвестора через конкурс, в котором, стоит ожидать, «МРСК Центра» принимать участие уже не будет. Если, конечно, не пойдет открыто против вышеназванного президентского Указа, запрещающего госкомпаниям приобретать доли в государственных и муниципальных предприятиях.

Так что Воронеж можно назвать одним из лидеров по реализации новой государственной политики по работе госкомпаний и муниципальных предприятий на товарных рынках. А насколько выгодным для города станет это лидерство, покажут ближайшие годы.

Впрочем, уже сегодня понятно: экономический управленец из власти – так себе, и передача коммерческих активов от него частнику – лишь дело времени. Вопрос только, насколько долгого?..

Иван Надвоицкий