Владимир Салмин: «Сбербанк предлагает сегодня не только условия по экономии»

Без малого половина всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Центральном Черноземье кредитуются в Сбербанке. А общий объем средств, размещенных организациями на счетах в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанк, составил в I квартале текущего года 157 млрд руб. О чем могут свидетельствовать такие результаты? Об этом – наш разговор с Председателем ЦЧБ Владимиром Салминым.

Рост на фоне спада

– Владимир Викторович, вы неоднократно говорили о том, что прошлый год стал для Центрально-Черноземного банка очень удачным с точки зрения наращивания объемов предоставления услуг корпоративным клиентам. В каких величинах можно измерить указанную «удачливость»?

– Цифры здесь просты и говорят сами за себя. И не только прошлогодние, но и более свежие. Сегодня с Банком активно сотрудничает более 125 тыс. корпоративных клиентов, работающих во всех сферах – от торговли до производства. Мы стали в I квартале текущего года лидерами в системе Сбербанка по доле выборки рынка новых клиентов – 70% от всех вновь зарегистрированных предприятий и предпринимателей на территории ЦЧР выбирают Сбербанк в качестве партнера, что свидетельствует о высоком доверии к нашим продуктам и услугам, к качеству обслуживания клиентов.

Общий объем средств, размещаемых организациями на счетах в Центрально-Черноземном банке, по итогам 2017 года превысил 157 млрд рублей. А доля на рынке кредитования корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей в регионах обслуживания сейчас составляет 45%, что свидетельствует о системообразующей роли Сбербанка на региональном рынке кредитования.

– А если мы переведем этот объем в денежное выражение?

– Пожалуйста! По итогам 2017 г. кредитный портфель корпоративных клиентов Банка в макрорегионе составил 438 млрд руб. Продолжил он расти и в текущем году. Например, только за I квартал мы выдали заемщикам-юрлицам и индивидуальным предпринимателям 100 млрд руб., что на 40% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. И, заметьте, произошло это на фоне спада деловой активности, традиционного для начала года.

– Что может являться причиной такого нонсенса?

– А это не нонсенс. Государство создает условия, а предпринимательство это чувствует и наращивает деловую активность.

– В таком случае было бы интересно выделить из общего предпринимательского пласта малый бизнес. Насколько он реагирует на эту ситуацию? И – параллельно – насколько сегодня Сбербанку интересны малые предприятия, работающие или только открывающиеся в Центральном Черноземье?

– Конечно, интересны! Достаточно сказать, что в общем кредитном портфеле Банка на долю этого сегмента приходится более 25 млрд руб., а показатели кредитования за I квартал текущего года на 25% выше тех, что были год назад.

Но тут надо понимать, что малый бизнес – более маневренный, поэтому технология кредитования малых предприятий в Сбербанке не сводится лишь к предоставлению определенных услуг за какую-то плату. Это –многофакторная модель анализа не только бизнеса заемщика, его деловой репутации, но и оценка работы периметра компаний, с которыми тот связан по юридическим и экономическим признакам, и которые могут оказывать влияние на его бизнес. В результате указанный анализ позволяет дать клиенту рекомендации не только по конкретному кредиту, но и по всей его деятельности.

В режиме «онлайн»

– Но малый бизнес нуждается не только в кредитах…

– Вы совершенно правы. И Сбербанк в настоящее время готов предложить своим клиентам из указанного сегмента целый ряд высокотехнологичных услуг, которые уже могли оценить наши партнеры из сегмента малого бизнеса. Я уже не один раз говорил, что сегодня более 70% компаний, открывая свой первый счет, выбирают Сбербанк. Это связано с тем, что тарифная политика банка построена на предоставлении возможности клиентам выбрать оптимальные, снижающие финансовую нагрузку условия обслуживания. Пакеты наших услуг постоянно совершенствуются, их линейка обновляется в зависимости от потребностей бизнеса.

Мы запустили роботизированный процесс открытия счета, экономя время клиентов, внедрили услугу «Выездной клиентский менеджер», позволяющую открыть расчетный счет, не выходя из собственного офиса. В ближайшее время планируем запуск сервиса по курьерской доставке бизнес-карт клиентам.

Можно много говорить о поддержке, которую оказывает Сбербанк клиенту на старте его деятельности. В частности, мы предоставляем партнерам возможности создать и «продвинуть» собственный сайт в сети Интернет, даем неделю бесплатного доступа ко всем площадкам сервиса поиска вакансий HeadHunter.

– Получается, начинающий предприниматель может рассчитывать на получение в Сбербанке не только тех услуг, что входят в тот или иной пакет расчетно-кассового обслуживания?

– Не только начинающий. Любой предприниматель, например, может воспользоваться, например, сервисом автоматизированной оплаты налогов. Если он, конечно, находится на упрощенной системе налогообложения. Программа сама рассчитает налог и, после подписания автоматически сформированного платежного поручения, отправит декларацию в налоговые органы.

Кроме того, сервис «Личный юрист» позволит бизнесмену решить любые возникающие вопросы, не прибегая для этого к услугам дорогостоящих специалистов, снизить финансовую нагрузку на бизнес.

Но, скажу, Сбербанк сегодня предлагает своим клиентам не только условия по экономии на тех или иных банковских и небанковских продуктах. Большое внимание мы также уделяем реализации образовательных программ, которые позволят получить бизнесмену главное – информацию по вопросу того, как ему развиваться дальше. Например, буквально на днях совместно с Google мы запустили в Воронежской области программу «Бизнес класс». Она включает в себя уроки и вебинары, а также четыре очных класса по бизнес-моделированию, маркетингу, продажам и финансовому учету. Достаточно сказать, что в 41 регионе, где она заработала раньше, ее участниками уже стали примерно 220 тыс. чел.

– Насколько я понимаю, все, о чем мы говорили выше, более относится к дополнительным услугам и сервисам. А как быть с основным сервисом, с которым предпринимателю приходится работать едва ли не в ежедневном режиме? Я имею ввиду «Сбербанк Бизнес Онлайн». Что нового он сегодня может предложить бизнесмену?

– Я не буду говорить об инновационном инструментарии для традиционного корпоративного банкинга (кредитование-онлайн, депозиты-онлайн, проверка и уплата штрафов и начислений и др.), об этом уже было сказано, и не один раз. А вот экосистема нефинансовых сервисов для развития и ведения бизнеса – это явление относительно новое.

Например, мы предоставляем своим клиентам систему проверки контрагента, которая позволит предпринимателю оценить риски взаимодействия с тем или иным партнером. При этом предлагаем также воспользоваться «Сервисом гарантированных расчетов», если сделка с партнером, благонадежность которого будет оценена нами как невысокая, все же для клиента важна. При использовании этой системы заказчик перечислит необходимую сумму на счет сервиса, а после выполнения работ средства будут переведены на счет исполнителя. Для этого нужно только зарегистрироваться на торговой площадке «Сбербанк-АСТ» и создать сделку там.

Из новинок интернет-банкинга упомяну еще сервис «Конструктор документов», который позволяет быстро создать юридически грамотные документы в соответствии с текущими нормами законодательства РФ. Цель сервиса – опять же, снизить предпринимателям затраты на создание необходимых юридически грамотных документов.

Домыслы и дезинформирование

– Но как в таком случае быть с традиционными банковскими офисами? Ведь, если вся работа переходит в онлайн-режим, то офисы, по большому счету, становятся уже и не нужными?

– С одной стороны – да, объем электронного документооборота с клиентами растет постоянно, сейчас в части расчетных документов он составляет около 99%. Но, с другой стороны, востребованность непосредственного контакта бизнесменов с работниками Банка также остается высокой. Учитывая потребности клиентов, в текущем году мы расширили перечень доступных операций в районных центрах для корпоративных клиентов в четыре раза. Например, добавлены операции по выпуску и выдаче бизнес-карт, выдача счет-фактур, прием/возврат исполнительных документов клиентов и некоторые другие.

Но потребность в зданиях у нас, вы правы, снижается. И в текущем году Центрально-Черноземный банк планирует реализовать порядка 100 объектов недвижимости. Правда, по каждому из них проводится подробный анализ, и часто бывает так, что, реализуя здания, мы сохраняем саму точку, но – уже на правах аренды. Ведь арендовать площади зачастую бывает значительно выгоднее, чем содержать недвижимое имущество.

– Владимир Викторович, и напоследок вопрос – возможно, менее приятный, чем предыдущие. В последнее время нередко можно услышать слухи о том, что Центрально-Черноземный банк могут присоединить к какому-либо иному территориальному банку. Можете ли вы прокомментировать эту информацию?

– Сложно комментировать слухи, когда не знаешь однозначную мотивацию людей, их генерирующих. Я полагаю, что в их основе лежит недобросовестная конкуренция. Когда нечего противопоставить в борьбе за клиента и долю на рынке, когда имеет место технологическое отставание, то в ход идут различные домыслы, а возможно, и намеренное дезинформирование бизнес-сообщества.

Я уже рассказывал о результатах работы Центрально-Черноземного банка – и не только в этом интервью. Как вы считаете, могут ли они быть признаны неудовлетворительными, чтобы потребовалось присоединить нас к другому территориальному банку?

Пользуясь возможностью, хочу выразить признательность всем нашим партнерам за доверие и активную плодотворную работу. У меня есть твердая уверенность в том, что впереди у нас годы позитивного сотрудничества, освоения новых технологий и воплощения в жизнь ярких идей и проектов. Ведь мы понимаем, что успехи Банка зависят от успехов его клиентов.

Беседовал Иван Надвоицкий