Плюшками баловались? КСП вскрыла десяток нарушений в работе платных парковок Воронежа

Депутаты гордумы жестко раскритиковали концессионера

Ситуация с платным парковочным пространством в центре Воронежа регулярно вызывает массу споров и возмущений со стороны жителей. Впрочем, теперь к рядовым автомобилистам присоединились и аудиторы городской Контрольно-Счетной палаты (КСП): специалисты обнаружили множество нарушений при организации деятельности платных стоянок в областном центре. Результаты проведенной проверки ревизоры представили на совместном заседании комиссий Воронежской гордумы.

«Золотой» пробел

Аудиторов КСП в рамках проверки интересовали вопросы создания и функционирования платных парковок в центральной части Воронежа в 2019 г. Так, само концессионное соглашение между администрацией областного центра и белгородским ООО «Городские парковки» было заключено в 2017 г., однако деньги за стоянку автомобилей в исторической части города компания начала собирать с 1 октября 2018 г. В рамках договора с мэрией концессионер оборудовал на магистралях 5566 парковочных мест – что для города-миллионника, по сути, достаточно. При этом плата за стоянку должна была разгрузить центр Воронежа от транспорта офисных сотрудников – многие из тех, кто предпочитал приезжать на работу на машине и оставлять ее на целый день под окнами, пересмотрели свои взгляды и пересели на общественный транспорт и в такси. Казалось бы, плюсы налицо.

Однако реальность внесла в планы инвесторов свои коррективы: как «Обозреватель.Врн» сообщал ранее, из-за пробела в законодательстве многие автомобилисты отказались платить за парковку. Причем имели на это полное право: из-за отсутствия у административных комиссий, которые назначали штрафы, права получать данные о владельцах машин в ГИБДД. В итоге концессионер понес ожидаемые убытки: как подчеркнули в КСП, по состоянию на 1 июля 2019 г. организация инвестировала в проект, основной частью которого было создание стоянок, 116,4 млн руб. При этом за 11 месяцев с момента запуска проекта автолюбители перечислили плату в размере 89,3 млн руб., из которых в бюджет города в соответствии с соглашением направили 18,9 млн руб.

Кроме того, до принятия на федеральном уровне поправок в КоАП РФ ситуация для концессионера становилась все более невыгодной: большинство водителей игнорировали требование по оплате парковки, соответственно, снижался и объем поступлений.

Обоснованные сомнения

Впрочем, как оказалось, к работе инвестора в данный период у аудиторов нашлось немало вопросов. Так, в соответствии с отчетом по итогам проверки, компания завысила объем затрат на паспортизацию дорог – при создании парковочных мест – не менее чем на 1,7 млн руб. К тому же в 2019 г. «Горпарковки» в течение полугода экономили на содержании стоянок в Ленинском районе. Организация должна была обеспечить уборку переданной ей территории, что особенно актуально было зимой, во время снегопада – однако собственной техники для поддержания чистоты парковок у фирмы не было, а заявку на оказание этих услуг в комбинат благоустройства (КБУ) Ленинского района концессионер не направлял. В итоге за чистотой платных парковок пришлось следить сотрудникам муниципального предприятия – правда, за свой счет. Соответственно, КБУ понес ущерб в размере 1,8 млн руб.

Правда, на этом финансовые вопросы к компании не заканчиваются.

«Заявленная в концессионном предложении сумма эксплуатационных расходов в размере 41,5 млн руб. за 9 месяцев компанией превышена на 33,1 млн руб. и составила 74,6 млн руб. Однако из-за отсутствия прозрачности в бухгалтерском учете концессионера эта сумма вызывает обоснованные сомнения, – сказано в отчете КСП. – Более того, концессионером в эксплуатационные расходы необоснованно включены расходы на чай, кофе, пряники и салфетки на сумму не менее 0,5 млн руб.».

Соответственно, только перечисленные в документе претензии «потянут» на 4 млн руб. И это явно не исчерпывающий список. Например, сложно подсчитать, сколько средств дополнительно получил концессионер за отказ от предоставления бесплатной часовой парковки у соцобъектов – детских садов, школ и медучреждений. А ведь эта льгота для автомобилистов предусмотрена в Законе Воронежской области и на ее принятии настаивали многие депутаты и муниципального, и регионального парламентов! По какой причине концессионер проигнорировал данное требование – можно только предполагать.

В казну бы?..

По итогам представленного отчета на заседании нашлось немало желающих высказать свое возмущение. Многие депутаты остались, мягко скажем, недовольны деятельностью концессионера (и как их за это критиковать?), а председатель комиссии по градостроительной деятельности и земельным отношениям Иван Кандыбин прямо назвал действия «Городских парковок» недопустимыми.

В свою очередь, председатель комиссии по развитию местного самоуправления Олег Черкасов, в предыдущем созыве гордумы возглавлявший комиссию по транспорту, в очередной раз высказался за передачу платных парковок в ведение администрации Воронежа.

– Только муниципалитет может проконтролировать работу в этой сфере и дать четкие ответы на все поставленные вопросы в части бухгалтерской отчетности, – подчеркнул парламентарий. – И в зимнюю погоду, при снегопадах, концессионер не в состоянии обеспечить уборку парковочных мест своими силами, финансовая нагрузка за это неоправданно ложится на плечи города.

После продолжительной дискуссии депутаты пришли к общему решению. По инициативе первого вице-спикера гордумы Александра Провоторова ход «работы над ошибками» концессионера поставили на особый контроль в горпарламенте.

Татьяна Омельченко