Цыбань, свинья и дело – труба

Снос более чем вековой трубы хлебозавода в Воронеже на прошлой неделе стал, пожалуй, самой обсуждаемой темой в СМИ и блогосфере. Строительная компания «Выбор» областного депутата-единоросса Александра Цыбаня не стала дожидаться, пока сооружение признают объектом культурного наследия, и быстренько сравняла его с землей.

Логика застройщика здесь понятна. На культуру и какое-то там сохранение истории – начхать. В дело вложены большие деньги, и здесь просто обязано появиться какое-то «красивое, приятное на вид здание» (цитата по одному проплаченному блогеру) из стекла и бетона. Офисы или квартиры в котором можно будет продать куда проще, чем экскурсии по историческому объекту. А то, что объект этот выстоял под натиском фашистов – не аргумент. У фашистов просто не было таких экскаваторов, которые есть у «Выбора».

Но я сейчас – не о культурной ценности безвременно канувшей в Лету трубы. И даже не о человеческих качествах Александра Цыбаня, в свое время для расчистки участка едва не сровнявшего с землей православный храм. Культуровед из меня – так себе, да и проповедовать мораль – не совсем мой профиль. Во всей этой истории куда больше интересует политический аспект.

Напомню: за месяц до разрушения трубы ее вместе с иными строениями на территории хлебозавода № 1 профильное управление облправительства включило в число объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. О чем это говорит? О том, что таковым объектом труба пока не являлась, но региональное правительство четко дало понять готовность защитить сооружение, имеющее общественную значимость. И его разрушение может означать только одно: что Александру Цыбаню сотоварищи совершенно не важно, какие сигналы исходят из органа исполнительной власти Воронежской области.

Сможет ли оставить этот факт без внимания губернатор Александр Гусев?

С одной стороны, конечно, от главы региона хотелось бы ожидать какого-то жесткого ответа: вот так, в лицо, еще ни один строитель в Воронеже пренебрежение ему не выказывал. С другой – в открытых конфликтах с застройщиками губернатор ранее замечен не был. Даже в случае с Северным лесом Александр Гусев пытается придерживаться нейтральных формулировок в отношении тех, кто всеми правдами и неправдами хочет устроить из памятника природы стройплощадку. Изменит ли он своим принципам на этот раз?

Наверняка вопрос этот можно было бы урегулировать как-то полюбовно, не продемонстрируй Цыбань так открыто своего истинного отношения и к обществу, и к власти. И в этом смысле строитель подложил губернатору настоящую свинью: какое бы решение ни принял глава региона, оно болезненно ударит либо по его имиджу, либо по его отношениям со строительным кланом – истинным хозяином города.

Другую же свинью глава и владелец «Выбора» подложил председателю Воронежской областной Думы и секретарю реготделения «Единой России» Владимиру Нетесову. Ведь Цыбань – депутат регионального парламента, к тому же избранный – по партийному списку «Единой России». Поэтому за моральную составляющую его действий, как ни крути, несет ответственность, в том числе, и партия. И Нетесов в этой ситуации оказывается таким же заложником, как и Гусев.

Таким образом, лишь парой ударов ковша экскаватора Александр Цыбань поставил очень сложную, почти неразрешимую задачу для первых лиц региона. А сам – смог получить ответ на вопрос «тварь я дрожащая, или право имею?».

Впрочем, не исключен и другой вариант, при котором бизнесмен и не задумывался о столь тонких материях, а просто к чертям снес трубу. Чтоб не мешала. А какие при этом проблемы будут у губернатора и спикера облдумы ему было интересно примерно так же, как весь тот вой, что подняли СМИ и общественники. Ведь как там говорится? Собака лает, караван идет?

И что-то подсказывает, что караван своего темпа не сбавит…

Юрий Бабаян