Жители Воронежской области оформляют по 5-6 тысяч электронных больничных в сутки

В Воронежской области активно реализуется проект по оформлению электронных больничных. За три года, прошедших со старта программы (в июле 2017 г.), возможностью получить листок временной нетрудоспособности в цифровом виде воспользовались уже более 760 тыс. граждан. О том, как действует проект, какие сложности возникали на ранних этапах его внедрения и том, как коронавирус неожиданно помог осознать преимущества новой системы, рассказали участники круглого стола, организованного воронежским реготделением Фонда социального страхования (ФСС).

Переход на «цифру» 

По словам замначальника отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регионального отделения ФСС Людмилы Салмановой, за прошедшие три года наметилась однозначная тенденция на цифровизацию. Так, ежедневно жители региона при обращении в медорганизации на территории области оформляют в среднем от 5 до 6 тыс. электронных больничных – и данный показатель только растет. Одновременно количество более привычных – бумажных – документов постоянно снижается, потому что пользователи отдают предпочтение более легким в использовании и оперативным цифровым вариантам.

Логика жителей региона очевидна: в настоящий момент право оформить электронный листок временной нетрудоспособности имеет 141 медучреждение области. И большинство из них этой возможностью пользуются: «цифровые» документы пациентам предоставляют в 130 больницах и поликлиниках, в том числе, во всех бюджетных медорганизациях, 85% частных и двух из четырех ведомственных клиник.

Свою эффективность с началом пандемии коронавируса доказал и сервис электронных больничных. Сложная эпидситуация и необходимость соблюсти все санитарные требования для минимизации риска распространения COVID-19 подстегнула специалистов к оперативной доработке сервиса. Причем некоторые решения, по словам спикера, пришлось внедрять, что называется, «с колес».

– Перед нами стояла задача максимально оперативно обеспечить застрахованных граждан всеми обязательными мерами соцподдержки, причем в дистанционном режиме, – отметила Людмила Салманова. – В первую очередь, это коснулось воронежцев, которые вернулись в регион из-за рубежа: требовалось предоставить им возможность оформить больничный без посещения поликлиники.

В результате специалисты нашли выход: для приехавших из-за границы россиян появился алгоритм, позволяющий получить листок нетрудоспособности максимально быстро и дистанционно. Так, застрахованному достаточно было просто загрузить необходимые документы – в том числе, подтверждающие факт поездки – в личный кабинет застрахованного и подать соответствующую заявку. Уполномоченными в части выдачи электронных больничных вернувшимся из-за рубежа гражданам в Воронежской области департамент здравоохранения региона определил три учреждения: АУЗ ВО «Воронежский областной клинический консультативно-диагностический центр», БУЗ ВО Павловская районная больница и БУЗ ВО «Воронежский областной центр специализированных видов медицинской помощи». Заявки от пациентов маршрутизировались напрямую в поликлиники – а жители получали цифровой документ в сжатые сроки, причем без лишнего контакта с другими людьми.

По словам Людмилы Салмановой, в общей сложности за период пандемии в области уполномоченные медорганизации оформили 176 электронных листков нетрудоспособности. При этом лидером по числу обработанных обращений – 62% от общего количества – стал диагностический центр.

При действии в регионе ограничительных мер не остались без поддержки и работающие жители от 65 лет и старше: они смогли оформить больничные листы на период самоизоляции и получить пособие по временной нетрудоспособности. Для данной категории жителей области получение необходимого документа было максимально упрощено – все сведения о застрахованных пенсионерах в  региональное отделение ФСС в электронном виде передавали их работодатели. На основе этих реестров сотрудники Фонда назначали и перечисляли пособия гражданам данного возраста.

Первый шаг 

Эффективность системы оценили и другие участники процесса – представители департамента здравоохранения Воронежской области. Как рассказала начальник отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности, лицензирования облздрава Анна Норова, при старте проекта в 2017 г. возникало немало сложностей – в первую очередь, в связи с необходимостью работать с электронными подписями и другими современными сервисами. Однако вскоре практика показала – цифровые продукты позволяют сделать работу значительно более эффективной.

– Уже в 2018 и 2019 гг., при начале активной реализации нацпроектов, наши специалисты оценили новую систему по достоинству. А этой весной, когда вся страна столкнулась с пандемией, нам практически не пришлось учиться чему-то новому – работа была выстроена в слаженном штатном режиме, – отметила Анна Норова.

Представитель департамента здравоохранения подчеркнула, что следующим шагом, к которому стремится структура – доработка программного обеспечения сервиса, чтобы пациент мог получить больничный в электронном виде уже в кабинете врача. Предполагается, что подобная новация позволит существенно облегчить жизнь и заболевшим, и медикам – ведь программа освободит специалиста для непосредственного общения с тем, кому нужна его помощь.

В свою очередь, управляющий воронежским региональным отделением Фонда социального страхования Юрий Остапенко акцентировал внимание на основной цели – сделать электронные больничные столь же привычным документом, как и его бумажный вариант, для всех сторон.

– Мы ставим перед собой задачу привести ситуацию к моменту, когда для работодателя не будет удивительным получение электронного больничного от сотрудника. Еще недавно мы сталкивались с инцидентами, когда, например, бухгалтер настаивал на получении именно бумажного листка временной нетрудоспособности от заболевшего работника – потому что такой вариант был для него более привычным. К счастью, подобных случаев в нашей практике с каждым днем становится все меньше, – резюмировал глава регионального отделения ФСС.

Ольга Маркелова