Неочевидная выгода: Безналичной оплатой в общественном транспорте смогут воспользоваться не все воронежцы?

Муниципальный перевозчик МКП «Воронежпасажиртранс», похоже, готовится в ближайшее время
запустить обещанную еще осенью 2015 г. систему безналичной системы оплаты поездок в собственных машинах. Предприятие заключило с ПАО «Сбербанк» договор  на оказание услуг по проведению операций по оплате проезда, совершенных с использованием банковских карт, следует из материалов, размещенных на портале госзакупок.

Поставщика услуг руководство МКП определило по итогам отбора – так называемой малой закупки, проведенной в конце декабря 2016 г. Причем ПАО «Сбербанк» оказалось единственным участником торгов – кредитная организация согласилась предоставить предприятию свои услуги по эквайрингу за 94,4 тыс. руб.

Согласно конкурсной документации, возможность безналичной оплаты проезда, как и обещали городские чиновники, появится у пассажиров троллейбусов – необходимыми терминалами оборудуют салоны «рогатых» в рамках пилотного проекта. Подтвердились и прогнозы относительно механизма оплаты – для приобретения билета владельцам карт не потребуется дополнительной верификации платежа с помощью пин-кода, терминалы будут считывать (и, соответственно, проверять) только номер карты и период ее действия, после чего средства спишутся со счета пользователя автоматически. Пополнить свой баланс, судя по всему, пассажиры смогут в личном кабинете на сайте банка – по крайне мере, такой механизм прописан в опубликованном проекте договора, который предприятие заключит с победителем отбора.

Укомплектовать троллейбусы необходимым оборудованием и программным обеспечением обязуется «Сбербанк», на кредитную организацию ляжет и обязанность по организации доступа терминалов к интернету. МКП, в свою очередь, возьмет на себя вопросы безопасности – в частности, «исключение несанкционированного доступа» к оборудованию. Средства, поступившие от пассажиров в качестве оплаты проезда, банк обязан полностью перечислять на счет предприятия – на это отводится три рабочих дня. За свои услуги кредитная организация будет брать по 2,5% от каждой транзакции.

Казалось бы, воронежцам остается только радоваться: скоро в городском транспорте, пусть и не в самом популярном, появится цивилизованная возможность расплатиться по безналу. Однако у нововведения есть целый ряд очевидных спорных моментов – например, связанных с безопасностью избранного механизма платежей. Многие владельцы карт сегодня не готовы привязывать свои платежные документы даже к порталу госуслуг, что уж говорить о куда менее раскрученных сервисах!

Но есть и другие нюансы: согласно аукционной документации, терминалы смогут принимать только три вида карт – Visa, MasterCard и «Мир». Таким образом, возможности воспользоваться терминалами окажутся лишены владельцы карт Maestro – весьма распространенной системы, используемой, в основном, в зарплатных проектах того же ПАО «Сбербанк». И навряд ли они кинутся массово обращаться в банки за получением платежных инструментов других систем только ради того, чтобы получить возможность проехать в троллейбусе по безналу.

Зато в «Воронежпассажиртрансе» перспективы проекта видят куда более радужными: на предприятии рассчитывают охватить безналичной системой оплаты 251,75 тыс. пассажиров (10% от общего числа), и это – только в первом полугодии 2017 г. Заработать на этом в МКП планируют 3,776 млн руб. – сумму весьма приличную, которая, однако, красноречиво говорит: стоимость проезда по карте составит те же самые 15 руб., что и сегодня — при оплате наличными. А ведь именно снижение цены поездки для тех, кто использует для расчетов карту, в МПК подавали как основное преимущество использования пассажирами возможности безналичной оплаты. Поддержат ли жители Воронежа при подобных раскладах нововведение рублем? Не факт…