Кальянные и восстание машин

С начала 2020 года Государственная Дума РФ рассмотрела 621 законопроект, из них приняты 312. И эти законы в большинстве своем нужны и важны.  Они привносят в нашу жизнь реальные позитивные изменения – которые поддерживают и защищают людей и бизнес в период пандемии и кризиса, снижают бюрократические барьеры для предпринимателей и улучшают условия труда работников. Но мы же с вами – неблагодарные – судим о работе российского парламента не по числу полезных законопроектов, а по единичным абсурдным плодам законотворческой деятельности.

К таким печальным исключениям стоит отнести и законопроект с поправками к административному кодексу и закону «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который распространяет антитабачные запреты и соответствующие санкции за их нарушение – на вейпы и кальяны.  В высоких целях, разумеется, – все ради оздоровления нации и улучшения демографической ситуации. И в указанном законопроекте есть и полезные нормы. Например, повышение размера штрафов за продажу несовершеннолетним снюсов, которые действительно получили нездоровую популярность в подростковой среде.

Впрочем, одна из новаций законопроекта вызывает вопросы. А именно та, которая, относя кальянные к заведениям общепита… запрещает курить в них кальяны! Абсурдно, не правда ли?..

Нам, чье студенчество выпало на девяностые, кальянного увлечения, наверное, не понять. А люди помоложе, но совершеннолетние, с большим удовольствием собираются в кальянных вместо пивнушек или ресторанов, играя там в настольные игры, ведя интеллектуальные беседы и покуривая кальян. Для многих представителей так называемого креативного класса посещение кальянных уже стало частью образа их жизни. Люди из этой социальной прослойки, как известно, наиболее критично относятся к власти. Которая, покушаясь на сложившиеся привычки, уверен, теперь станет раздражать их еще больше.

Возникает еще один вопрос – по поводу соответствия такого правового шага здравому смыслу. Ну, уж если авторы инициатив и вправду решили озаботиться здоровьем населения. По целому ряду признаков, а особенно по степени опасности для жизни человека в целом, алкоголь превосходит и сигареты, и кальян, – в разы, на порядок. Но его по-прежнему можно распивать в заведениях общепита, в отличие от курения куда менее вредного кальяна. Из двух зол надо выбирать большее – по определению. Если реально с ним – злом – бороться. Иной подход выглядит абсурдно.

Те, кто двигал законопроект, ссылаются на защиту подрастающего поколения.  Аргумент, который трудно побить. Дети – наше все.  Но закрытие кальянных к делу ограждения детей от курения ровным счетом никакого отношения не имеет. Приравнять кальян к сигаретам и снюсам – то же самое, что и предъявлять одинаковые требования к велосипедистам и пилотам самолетов. Кальян – дорогое удовольствие, явно не для тех, кто пока не зарабатывает самостоятельно. Здесь можно возразить, что деньги можно взять у родителей… Но есть и социологический факт: школьники не посещают кальянные. Запрещать то, что объекту запрета и без того не нужно, – абсурд.

Под новые антитабачные поправки подводят и другое обоснование – курение кальянов так притягательно для окружающих, что нарушает права некурящих граждан, создает для них непреодолимый соблазн. А очередные запреты-де снизят в итоге уровень потребления табака. Но ведь кальянные посещают люди, которые предпочитают именно такой вид досуга и весьма стойки в своих убеждениях или заблуждениях, называйте как хотите. Поэтому нарушить права противников курения в кальянных, где сплошь только сторонники этого дела, – невозможно.  Опять абсурд.

Но нельзя ли в запрете кальянных усмотреть рациональную, хоть и антиморальную подоплеку? Например, принятие законопроекта – лоббизм интересов компаний, производящих сигареты. Вдруг они так борются с конкурентом-кальяном. Но и здесь – мимо. Курение кальянов и сигарет по своему эффекту сильно отличается, кальян не является ни заменителем, ни конкурентом сигаретам. Посетителям кальянных хорошо известно такое явление: покурив кальян, некоторые из них выходят подымить и сигаретой. Так что и лоббистская версия – тоже кажется абсурдной.

Таким образом с точки зрения защиты некурящих и охраны здоровья запрет кальянных – не работает, с точки зрения учета интереса курящих – даже вредит.

И теперь нет смысла спрашивать, зачем принят новый антитабачный закон. Но можно спросить, почему. И объяснение приходит в голову при воспоминании о фильмах про Терминатора, сюжеты которых основаны на том, что машины, которые должны были служить людям, из-за какого-то сбоя в программе восстали против своих создателей. И в нашем случае бюрократическая машина дала сбой (а прохождение законопроектов – это еще и бюрократический процесс, а не только политические дебаты). Благие намерения об охране здоровья граждан обратились во вред отдельным гражданам и малому бизнесу, частью которого являются и кальянные. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, принятие поправок «поможет достичь целевых индикаторов и показателей программы в части снижения смертности…». Тот случай, когда за индикаторами не увидели людей.

Но сбой всегда можно поправить. Давайте внесем еще одну поправку, которая выделит кальянные из остальных заведений общепита – и они не будут подпадать под антитабачные кары. Позволим курить кальян в кальянных, равно как и пить вино – в ресторанах, а тягать гири – в тренажерных залах.

Пример исправления таких сбоев показал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, который назвал поспешным закон о запрете в городе продажи алкоголя в барах площадью меньше 50 квадратных метров. Хотя ранее сам же его и подписал. Но увидел неадекватность такого решения, пожурил за «поспешность отдельных депутатов», которые не удосужились «провести соответствующие консультации, встретиться с соответствующими сообществами, поговорить с ними, да просто изучить вопрос». Теперь в Северной столице неоднозначный закон о разливайках, принятый сначала тоже в интересах людей, страдающих от несанкционированной продажи алкоголя в новостройках, будет пересмотрен. Чтобы сохранить уникальные авторские питерские пабы.

С кальянными, которые для многих стали явлением не только общепитовским, но и культурным, необходимо поступать так же осторожно. К этим странным людям, которые и от водки готовы отказаться, и от пива, и даже от сигарет, но не от кальяна и разговоров о политике, властям стоит найти подход в первую очередь.

Андрей Черваков