Владимир Салмин: «Развитие малого бизнеса в регионе не остановилось»

Первое полугодие 2020 г. по всей России ознаменовалось пандемией коронавируса. Масштабные ограничения, связанные с угрозой его распространения – в том числе, карантин и переход на удаленную работу – заставили большинство компаний скорректировать подходы к собственной деятельности. Какие изменения эта ситуация внесла в работу Центрально-Черноземного банка (ЦЧБ) ПАО Сбербанк и как она отразилась на частных и корпоративных клиентах, рассказал в ходе пресс-конференции председатель ЦЧБ Владимир Салмин.

Жизнь на «удаленке» 

Как и большинство компаний, Сбербанк после начала эпидемии COVID-19 перевел значительную часть персонала на удаленный формат работы. Решение реализовали оперативно, что позволило избежать вспышек заболевания: только за первые дни карантина на более безопасный «домашний» режим деятельности перешли более 1,9 тыс. сотрудников ЦЧБ. Всего же специалисты Блока «Технологии» провели настройки по обращениям свыше 3 тыс. работников на удаленный доступ. Важный момент: при переходе требовалось обеспечить высокий уровень безопасности системы, с чем профильным сотрудникам удалось справиться в кратчайшие сроки.

Впрочем, значительную долю персонала перевести на «домашний» режим работы не представлялось возможным. Речь идет о специалистах фронт-офисов и всех, кто в силу своих обязанностей обеспечивал бесперебойное функционирование бизнес-процессов – инкассаторах, кассирах, сотрудниках службы заботы о клиентах и ПЦП «Урегулирование» и других. Все они продолжали и во время пандемии ежедневно выходить на работу, чтобы клиенты Сбербанка могли получить своевременные и качественные услуги и консультации.

Как подчеркнул Владимир Салмин, в Центрально-Черноземном банке с начала основной волны пандемии коронавируса предпринимались все необходимые санитарные меры: от обработки общих пространств до проветривания и дезинфекции всех помещений. Кроме того, для сотрудников банка закупили индивидуальные средства защиты, а административные здания оперативно обеспечили инфракрасными термометрами. Плюс – Сбербанк поддержал и медучреждения: в непростой ситуации с повсеместным высоким спросом на маски организация передала 50 тыс. изделий волонтерскому движению.

Весна под знаком риска 

Безусловно, пандемия коронавируса крайне негативно сказалась на экономике – особенно в самом начале карантина. Так, по результатам первой недели апреля 2020 г., согласно сведениям аналитиков «СберДанные», розничный товарооборот (без продуктов питания) упал на 37,5% по сравнению с предыдущей неделей. Кроме того, расходы граждан на услуги снизились на 59%, а продажи одежды и обуви, товаров длительного пользования (в том числе, мебели и электроники) рухнули более чем на 90%.

– Под особым ударом в тот период оказался малый и средний бизнес. Напомню, что в России в первую неделю апреля было закрыто 48% всех торговых точек, – подчеркнул Владимир Салмин. – В этих условиях мы находились в непрерывном диалоге с властью, синхронизируя свои действия по преодолению наисложнейшего периода в современной экономике и предпринимая все возможные меры для минимизации потерь.

Именно в это время Центрально-Черноземный банк подключился к реализации различных госпрограмм, разработанных властями для поддержки отечественной экономики. Также Сбербанк, учитывая свой уникальный опыт и возможности, предложил корпоративным заемщикам из наиболее пострадавших отраслей бизнеса собственные программы реструктуризации кредитов.

– Приятно осознавать, что вместе с нами успешно преодолевают последствия пандемии и наши клиенты. Например, благодаря наличию удобных и полезных цифровых сервисов Сбербанка и широкому перечню программ по поддержке малого бизнеса, мы отмечаем рост количества активных клиентов, дистанционного открытия и регистрации счетов, – отметил председатель ЦЧБ. – Количество новых корпоративных клиентов, открывших счета у нас во втором квартале 2020 г., составило почти 12 тыс. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 115%.

Более того: различные компании, входящие в экосистему Сбербанка, также представили для частных и корпоративных клиентов обширный перечень специальных предложений, большинство которых было направлено преимущественно на социальную сферу. Так, специалисты банка доставляли пенсионерам и клиентам из числа маломобильных граждан наличные средства, а для желающих приобрести жилье в ипотеку разработали отдельный продукт – с доставкой на дом всех документов и регистрацией прав собственности на недвижимость в режиме онлайн.

При этом многие компании экосистемы бесплатно делились своими компетенциями и наработками в части развития удаленных каналов работы. Так, дочерняя организация BI.ZONE предоставила пользователям бесплатный доступ к сервисам по защите корпоративной связи и функционирующих в удаленном режиме специалистов. А компания «СберРешения» открыла бесплатную горячую линию по вопросам организации «домашних» офисов».

Кроме того, «дочка» Сбербанка, компания «КОРУС Консалтинг СНГ», бесплатно предоставила сервис электронного документооборота (ЭДО) и сдачи отчетности в госорганы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются корпоративными клиентами банка. Так, впервые подключающие сервис ЭДО пользователи приложения «Сбербанк Бизнес Онлайн», могут получить доступ к услуге бесплатною Кроме того, возможность пользоваться системой ЭДО для них не связана с необходимостью вносить абонентскую плату, причем без ограничения по количеству документов.

– Постепенно и мы, и наши клиенты адаптировались к сложившейся ситуации. Безусловно, большую роль в этом сыграли меры господдержки и ослабление карантина в ряде регионов, – резюмировал Владимир Салмин. – В результате первое полугодие 2020 года мы заканчиваем с достойными результатами.

Драйверы роста 

В рамках пресс-конференции председатель ЦЧБ подробно рассказал о конкретных предложениях, подготовленных Сбербанком для представителей различных отраслей экономики. Например, банк продолжит уделять повышенное внимание сфере сельского хозяйства – и подобный акцент понятен. Общий кредитный портфель банка по корпоративным клиентам на 1 июля 2020 г. составил 474,1 млрд руб., увеличившись во втором квартале на 21,2 млрд руб. При этом 215 млрд руб. кредитного портфеля приходится на агропромышленный комплекс региона.

На этом фоне отдельного внимания заслуживает инициатива входящих в экосистему Сбербанка компаний Cognitive Pilot, «Диджитал Агро» и «Агросигнал» по разработке агроэкосистемы для ускоренной цифровизации отечественного АПК. Проект предполагает появление программно-аппаратного комплекса для беспилотного управления техникой, сбора, обработки и использования данных телеметрии, а также ведения всей экономической деятельности компании в едином цифровом контуре. Внедрение продукта уже началось в соседней Ростовской области.

Также Владимир Салмин подчеркнул, что с начала второго квартала в банке отметили прирост кредитования в сегменте малого бизнеса.

– В кредитном портфеле Центрально-Черноземного банка на его долю на 1 июля 2020 г. приходится 36,7 млрд руб., – добавил председатель ЦЧБ. – То есть, даже с учетом всех обстоятельств пандемии, процесс развития малого бизнеса в регионе не остановлен. Все больше компаний малого бизнеса выбирают Сбербанк как основной банк для обслуживания, подобная статистика наблюдается во всех регионах обслуживания ЦЧБ. Сегодня для открытия счета не нужно ехать в офис банка – наш менеджер сам приедет к клиенту, с помощью электронного планшета сделает копии необходимых документов и прямо на месте подготовит заявление на открытие счета. Мы наблюдаем растущий интерес клиентов к таким форматам и прилагаем все усилия для дальнейшей оптимизации процесса.

Ольга Маркелова