Загадка Хоя

Могилу Юрия Клинских, больше известного нам как Хой и умершего в 2000 году, до сих пор, спустя двадцать лет посещают поклонники. На Левобережном кладбище, в просторечии – «на Баках», почитатели его творчества банальный забор превратили в «стену Хоя». Она обильно исписана восторженными посланиями в его адрес, которые оставили приезжие со всего русскоязычного мира. Пополняется и свежими надписями. Популярные радиостанции редко крутят его песни, его творчество не проходят на уроках музыки. А его до сих пор помнят и слушают, он не канул в лету вместе с той, допутинской эпохой, в которую он творил.

Многие не понимают, почему он вообще заслуживает такой славы, почему до сих пор его помнят. Скандально известный писатель Захар Прилепин, например, выступил резко против установки памятнику Хою: «Я уж не буду говорить о Пушкине и Лермонтове. Но в стране Высоцкого, Галича, Вертинского соседство с замечательным товарищем Хоем мне кажется несколько странноватым».

Писатель, пожалуй, и не догадываются, уважение скольких людей он потерял после такого заявления. Ведь люди почему-то чувствуют, что Хой – это тоже наше достояние. Откуда такое чувство?

Его «звезда» взошла в переломный для страны момент. В 1987 г. Юрий Клинских основал группу «Сектор Газа», а в 1990-м коллектив стал известен на всю страну. То самое время, когда сплошь и рядом происходил отказ от ценностей служения обществу – в пользу жлобских, или мещанских, если хотите. Тон задавала, конечно, элита, в которой развилась приверженность к личной выгоде и презрение к людям труда. Одни стремились подражать сильным мира сего – мерили человеческое достоинство в «бабле», «шмотках» и «цацках».

Другие не смогли принять такой слом общественной системы ценностей.  Отсюда пьянство, наркотики, жестокость, самые низменные стремления и поступки. «Сектор газа» (часть Левобережного района от завода СК до Шинного) считался таким же неблагополучным районом, как Машмет и БАМ, Отрожка и ВАИ. Именно в этих местах многие люди почувствовали себя без социальной, духовной почвы под ногами. В этом мраке стали опускаться на дно деградации.

И из этой среды появился наш поэт и музыкант, творчество которого довольно разнообразно – от лирики и мистики до той самой похабщины. Автор книги «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю» Владимир Тихомиров так объясняет феномен лидера «Сектора газа»:

– Творчество Юрия хотя было удивительно цельным и органичным как по форме, так и по содержанию. Он не актерствовал, не старался никому понравиться или польстить, не старался выдать себя за кого-то другого, не учил никого жить. Он просто пел о своей жизни, и эти строки оказались созвучны настроениям миллионов молодых людей из рабочих кварталов в сотнях российских городов. И его слушатели почувствовали, что у них впервые появился свой певец – именно свой, который на простом языке говорил им, что их жизнь тоже имеет значение. Много вы знаете артистов и групп, которые на простом и понятном языке пели бы про такое? Нет, только Юра Хой.

Судить о художнике надо не по формальным признакам, есть мат в его произведениях или нет, а по тому воздействию, которое он оказывает на людей. Воздействие Хоя на «глубинный народ», тот самый «сектор газа» в широком смысле, частичка которого есть, наверное, в каждом из нас, можно выразить одним словом: катарсис. Люди, слушая комичные или мрачные песни Хоя, возвышались над своим трудным духовным и материальным положением, начинали снова чувствовать вкус и смысл жизни. В обществе, где красивые слова часто оказываются фальшивы, такой эффект не удивителен.

Поэтому Юрий Клинских может быть поставлен вровень с классиками не только из-за того, что умер в раннем возрасте (35 лет), как и некоторые другие светочи русской словесности.

В последнее время интерес к творчеству и личности Хоя только возрастает. Так, активизировалась тема установки ему памятника. Лидер инициативной группы Артем Чекмарев считает это совершенно необходимым:

– Хой – самый известный воронежский музыкант. Пусть его нельзя назвать деятелем высокого искусства, но он по-настоящему народный исполнитель, которого знают во всех русскоговорящих странах. И именно он часто является первой ассоциацией с Воронежем. У нас есть памятники, безусловно, заслуженным людям, не имеющим никакого отношения к нашему городу. Те же Есенин или Высоцкий. Есть памятник Михаилу «Горшку» Горшеневу, лидеру «Короля и Шута». Но не увековечена память человека, представителя массовой культуры, с которым ассоциируется Воронеж. Это как минимум странно и несправедливо. Люди слушают песни Хоя, всячески публично показывают любовь к его творчеству – от наклеек на машины до прыжков с парашютом.

По его словам, представители инициативной группы уже встретились с дочерью Юрия Хоя Ириной. Она рассказала, что уже предпринимала попытки установить памятник, но идею убивали в зачатке городские чиновники, ссылаясь на то, что Хой, мол, «матом ругался». Вместе с Ириной энтузиасты выбрали три места для потенциальной установки памятника. Сошлись на том, что наиболее предпочтительное – в сквере возле ТЦ «Европа» на съезде с Чернавского моста.

– В ближайшее время Ирина при нашей поддержке объявит конкурс проектов памятника, а мы начнем активную кампанию в поддержку его установки, – пояснил Артем Чекмарев.

Расцвет творчества Хоя, когда моральное разложение, начавшееся с элиты, достигло апогея, проходил на фоне разрушения всей государственной системы, краха СССР. Не является ли новый всплеск популярности «Сектора газа» – показателем очередного витка духовного упадка, коррупции во всех смыслах, отчуждения элиты от народа? Не стоит ли наша государственная система на пороге очередного краха? Последний альбом Хоя назывался «Восставший из ада», в нем есть песня «Святая война» со словами: «Сегодня настал решающий бой // Рев мертвецов и их дьявольский вой // Война: кто-кого, они или мы // На нас наступают посланники тьмы».

И памятник Хою больше нужен, пожалуй, даже не тем, кто добивается его установки, а как раз тем, кто пока не понимает, зачем это делать.

Андрей Черваков