Итоги-2016. Промышленность и транспорт: Виды на зону и страсти вокруг атома

Редакция портала «Обозреватель.Врн» продолжает подводить тематические итоги уходящего года. Второй рейтинг (напоминаем – составленный в соответствии с исключительно субъективным мнением журналистов) посвящен промышленности и примкнувшей к ней транспортной сфере.

И пусть объединение этих крупных направлений никого не удивляет: промышленность региона в 2016 г., честно говоря, с информационной точки зрения особенно не впечатляла. Позитивные моменты, конечно, есть – здесь и радующий стабильностью индекс промпроизводства (по итогам 10 месяцев он составил 104,6% при 100,3% — в среднем по России), и открытие новых предприятий. Но действительно знаковых событий, претендующих на региональный масштаб, в памяти народной как-то не отложилось. Так что присоединение «транспортной» тематики – мера, считай, вынужденная. Итак, пройдемся по ТОП-5.

  1. Перспектива создания особой экономической зоны (ОЭЗ). 

О проекте по открытию ОЭЗ промышленно-производственного типа возле Масловского индустриального парка говорится давно – сама идея активно обсуждается с 2010 г. Правда, пока перейти от слов к делу по разным причинам не удается: еще в конце 2015 г. о создании площадки говорили, как о вопросе решенном – представители департамента экономразвития региона с убежденностью заявляли, что необходимые для создания ОЭЗ документы отправлены на рассмотрение в Минэкономразвития, так что одобрения заявки можно ожидать в ближайшее время. Планы, надо признать, выглядели внушительными: за счет создания площадки, сулящей различные налоговые бонусы для будущих резидентов, в экономику региона планировалось привлечь около 30 млрд руб. частных инвестиций за семь лет. И потенциальные заинтересанты у ОЭЗ уже были – намерения разместить собственные производства в новой зоне подтвердили семь компаний.

Но не сложилось – правительство РФ решило приостановить процесс создания особых экономических зон в стране. В итоге проект воронежской ОЭЗ также оказался заморожен – хочется верить, что временно. Правда, сейчас в Минэкономразвития, по всей видимости, не до прояснения перспектив особых экономзон – с учетом скандала вокруг задержания экс-главы ведомства Алексея Улюкаева по подозрению в получении взятки в 2 млн долларов. А в связи с этими событиями делать упор на том, что проштрафившийся бывший министр еще летом 2015 г. поддержал проект по созданию ОЭЗ в Воронежской области, местным чиновникам, естественно, не с руки.

Конечно, власти региона предпринимают различные попытки «протолкнуть» проект – в частности, возможность создания площадки в конце октября обсуждалась в Совете Федерации. Члены комитета верхней палаты парламента по экономической политике даже собирались предложить коллегам из Госдумы сделать для воронежской концепции исключение, согласовав реализацию проекта. Правда, видимых результатов эти инициативы – если они и имели место – пока не принесли.

  1. Вывод на полную мощность шестого энергоблока Нововоронежской АЭС. 

Запуск на Нововоронежской АЭС энергоблока №6 – по оценкам экспертов, самого мощного в стране – вполне мог бы претендовать на статус наиболее важного события в промышленности региона в 2016 г. Посудите сами: инновационный энергоблок, как уверяют на НВ АЭС, является первым в мире оборудованием подобного типа (нового поколения 3+), вышедшим на этап опытно-промышленной эксплуатации. Окончательный ввод энергоблока в строй увеличит суммарную мощность станции в 1,5 раза – а значит, сделает существенный вклад и в экономику региона.

В концерне «Росэнергоатом» еще в конце октября делали оптимистичные прогнозы: предполагалось, что общая выработка электроэнергии на НВ АЭС по итогам года составит 16,2 млрд кВт/ч, причем на энергоблок №6 придется около 13,5% всего объема – 2,2 млрд кВт/ч.

Но пока использование инновационного оборудования на полную силу откладывается – из-за нештатной ситуации на энергоблоке, которую некоторые местные СМИ поспешили окрестить аварией. При проведении испытаний 10 ноября здесь произошел отказ электрогенератора, из-за чего оборудование пришлось отключить. Причиной инцидента, по предварительным данным, стало короткое замыкание. И хоть специалисты в один голос твердят, что остановка энергоблока была совершенно безопасной – дескать, инновационный блок оснащен уникальными системами защиты – многие скептики до сих пор ставят выводы атомщиков под сомнение.

Так или иначе, эффект оказался подпорчен – возобновление тестирования оборудования перенесено на январь 2017 г.

  1. Появление новых платных участков на трассе М4 «Дон».

Уходящий год оказался богат на события, связанные с обновлением федеральной трассы М4 «Дон». В августе госкомпания «Автодор» объявила анонсированный более года назад конкурс на отбор подрядчика для строительства 85-километрового участка магистрали в обход с. Лосево и г. Павловск. На лакомый контракт претендовали две организации – ООО «Трансстроймеханизация», входящее в структуру ПАО «Мостотрест», и Акционерное общество по строительству и реконструкции автомобильных дорог и аэродромов (АО «Донаэродорстрой»). За подряд, что и говорить, стоило побороться: победителю конкурса доставалось право заключить долгосрочное инвестсоглашение с ГК «Автодор», предусматривающее строительство и дальнейшую эксплуатацию на 20-летний срок четырехполосного участка трассы М4 «Дон» на территории Бобровского, Павловского и Верхнемамонского районов.

Победителем отбора, итоги которого в «Автодоре» подвели в начале декабря, стало ООО «Трансстроймеханизация» — как и предполагала редакция «Обозреватель.Врн». Компания выразила готовность возвести участок магистрали за 62,27 млрд руб. – на 100 млн дешевле, чем конкурент. Завершить строительство трассы организация должна до конца 2020 г. – за это время дорожникам предстоит не только проложить собственно полотно, но и возвести 35 мостов, пять развязок в разных уровнях и организовать семь площадок для отдыха.

Впрочем, сомневаться в исполнительности организации объективных поводов нет: в середине ноября ООО «Трансстроймеханизация» сдала другой участок М4 «Дон» — в обход с. Рогачевка и Новая Усмань в пригороде Воронежа. Возведение четырехполосного отрезка магистрали протяженностью 29 км с двумя разноуровневыми транспортными развязками и 14 путепроводами обошлось ГК в 16,9 млрд руб. – во всяком случае, именно такая сумма контракта озвучивалась изначально. Кстати, и данный участок дорожники продолжат обслуживать в течение 20 лет – этот пункт также был предусмотрен договором.

Правда, чистая радость от появления новой скоростной трассы в левобережном пригороде Воронежа для автомобилистов была недолгой: ее значительно омрачило известие о начале с 26 декабря эксплуатации участка в платном режиме. Часть автовладельцев до сих пор «не отошла» от возмущения необходимостью оплачивать проезд по дороге в обход Воронежа (к слову, волею судеб и госкомпании также возведенному ООО «Трансстроймеханизация»), а уж раскошеливаться за использование новой дороги водителей оказались не готовы тем более. Но тут ничего не поделаешь: хочешь ездить быстро и с комфортом – придется платить. И хорошо бы автомобилистам привыкнуть к этой мысли побыстрее, чтобы введение в строй обхода с. Лосево и г. Павловска не вызвало у них неприятных эмоций – ведь участок тоже будет платным.

  1. Успехи нефтегазового кластера Воронежской области. 

Уходящий год без преувеличения стал прорывным для воронежского кластера производителей нефтегазового и химического оборудования. Объединение предприятий, головной структурой которого является ООО «Космос-нефть-газ», дало региону первый промышленный кластер, включенный в соответствующий реестр Минпромторга России. А попадание в этот список – не просто формальность: с 2016 г. участие в нем является обязательным условием для получения финансирования за счет федерального бюджета.

Новый статус уже принес первые плоды: в конце июля руководитель департамента промышленности региона Иван Шкуматов заявил, что представленный кластером проект отобран Минпромторгом РФ для предоставления мер господдержки. Федерация избрала для софинансирования предложение, связанное «с разработкой и производством продукции для нефтегазовой отрасли». При общем объеме необходимых вложений в размере 100 млн руб. до половины этой суммы планировалось выделить из госказны.

А декабрь ознаменовался для «Космос-нефть-газа» попаданием в национальный рейтинг технопарков России, подготовленный отраслевой Ассоциацией кластеров и технопарков. Конечно, воронежскому предприятию еще есть, куда стремиться – организация расположилась на 16 месте из 25 возможных. Но и эта оценка вполне может считаться существенным плюсом для объединения – если не финансовым, то репутационным. Другой вопрос – когда остальные кластеры, созданные на территории Воронежской области (по данным Центра кластерного развития региона, их, помимо нефтегазового, насчитывается уже восемь) начнут догонять «передовика»?

  1. Планы по строительству транспортной развязки на пересечении ул. Антонова-Овсеенко и 9 Января. 

В самом скором времени – до конца ноября 2018 г. – в Воронеже наконец появится транспортная развязка на пересечении ул. Антонова-Овсеенко – 9 Января – Героев Сибиряков. По крайней мере, такие сроки прописаны в контракте, заключенном МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства» с ООО «Дорожное строительство и ремонт» из подмосковного Пушкино. Подряд достался компании по максимальной цене в 663,67 млн руб., которые выделят из городского и областного бюджетов.

Объяснение отсутствию экономии простое: организация оказалась единственным участником торгов, объявленных горадминистрацией для отбора подрядчика на возведение объекта. Причем с первого раза найти желающих построить развязку у муниципалитета и вовсе не получилось – заявка той же подмосковной компании во время первого конкурса была отклонена.

Впрочем, согласно данным портала госзакупок, контракт с ООО «Дорожное строительство и ремонт» уже заключен – документ датирован 24 декабря. Правда, остается вопрос: как предприятие, в штате которого числится «менее пяти человек» (во всяком случае, такие данные приводило издание «Абирег» со ссылкой на «СПАРК-Интерфакс») будет выполнять условия соглашения? Хорошо, если компания выступит генеральным подрядчиком, поручив непосредственное строительство привлеченным организациям – о перспективе погрязнуть в пробках на окружной на неопределенный срок, если проект станет долгостроем, честно говоря, не хочется и думать.

В тему

Итоги-2016. Политика: Негарантийный случай и прощание с «матерым»