Поведение состоятельных клиентов Сбербанка поменяла пандемия коронавируса

Пандемия коронавируса резко изменила потребительское поведение состоятельных клиентов «Сбербанк Первого». Об этом в понедельник, 13 июля, сообщили в пресс-службе Центрально-Черноземного банка.

По информации структуры, за время ограничительных мероприятий траты данной группы клиентов сократились примерно в два раза – прежде всего, за счет резкого снижения расходов на недоступные в тот период услуги. Например, практически отсутствовали движения по их счетам в качестве трат категорий «туризм», «рестораны» или «одежда». А ведь до самоизоляции до 20% в структуре расходов этих клиентов занимали отрасли «туризм» и «транспорт», а на рестораны приходилось до 15% платежей.

Признаком уникальности ситуации стал тот факт, что примерно треть расходов клиентов стали занимать траты на покупку продуктов питания – такое соотношение для премиального сегмента обычно нехарактерно. Зато, отметили в «Сбербанк Первый», состоятельные люди нарастили приобретение техники и товаров для дома и ремонта – видимо, решив извлечь хоть какую-то выгоду из кризисной ситуации и занявшись обустройством собственных жилищ.

Впрочем, в начале июня, когда в обеих столицах и регионах начали понемногу снимать ограничения, платежи по привычным для клиентов направлениям выросли сразу в два раза.

При этом пандемия коронавируса не снизила активность клиентов «Сбербанк Первого» в части инвестиций в фондовый рынок и валютных операций. Если к началу года инвестиционный портфель сегмента составил 1 трлн руб., то уже к концу июня он вырос на 14%.

Максимальная активность инвесторов пришлась на наиболее сложный период – с марта по май. В это время они заключили в 3,3 раза больше сделок на брокерских счетах, чем в аналогичный период прошлого года, а общее число инвесторов, совершающих подобные операции, выросло на треть. В данный период клиенты «Сбербанк Первого» также в три раза больше приобрели акций, что продемонстрировало их склонность к риску в рублевых вложениях.

При этом приобретение облигаций в указанный промежуток времени носило разновекторную направленность: продажи валютных ценных бумаг выросли на 25%, а вот рублевые, наоборот, показали аналогичную отрицательную динамику.

Разный вектор весной сложился и в валютных операциях. В марте, например, клиенты больше продавали валюту, покупая рубли, но в апреле эта тенденция замедлилась. Уже в июне спрос на иностранную валюту в два раза превысил показатели обратного обмена. Как считают аналитики «Сбербанк Первый», причиной сложившейся ситуации стал рост курсов доллара и евро, пришедшийся на март 2020 г.

Как отметили в пресс-службе Центрально-Черноземного банка, важной особенностью кризисного периода стал переход состоятельных клиентов на обслуживание в удаленные каналы – даже самые консервативные из них теперь совершают через Сбербанк Онлайн более половины операций. Этому поспособствовало также увеличение лимитов для переводов в мобильном приложении – до 5 млн руб. в сутки. Как итог: число переводов в указанном сегменте выросло в четыре раза.

Сложившиеся условия также привели к тому, что Сбербанк стал активно переводить все свои мероприятия в онлайн, что повлекло за собой рост вовлеченности в них клиентов «Сбербанк Первого» из регионов.

Например, более 10 мероприятий в онлайн-формате провел «Клуб Первых», который объединяет 330 предпринимателей и топ-менеджеров крупного бизнеса. В ходе проведенных вебинаров клубу удалось оказать своим участникам поддержку по направлениям перевода сотрудников на удаленную модель работы, взаимоотношениям с арендаторами, инвестициям в стартапы, и т. д.

В новом формате на канале РБК вышел и проект F1RST TALK – теперь он представляет собой публичные дискуссии на тему инвестиций с приглашенными экспертами – например, председателем Наблюдательного совета Московской биржи Олегом Вьюгиным, вице-президентом Сбербанка Андреем Шеметовым и первым вице-президентом ГК Crocus Group Эмином Агаларовым. Этот проект направлен не только на клиентов «Сбербанк.Первого», но и на самую широкую аудиторию.

В этот же период увеличилось количество участников образовательных программ от «Академии Первых», которая приглашает к участию в качестве спикеров собственников и топ-менеджеров крупных компаний.

Дмитрий Аксенов