Какую власть будет иметь Президент в случае принятия поправок в Конституцию?

Хорошо ли, когда власть главы государства настолько безгранична, что он может, по сути, единолично определять политику страны в течение многих лет и даже десятилетий? Правильно ли, когда в его руках сосредоточена вся полнота управления и он фактически неподотчетен другим ветвям власти? По мнению Президента Владимира Путина, так быть не должно. Поэтому в поправки, предложенные им к Конституции, вошел целый блок ограничений для будущих российских руководителей.

Что предлагается в качестве корректировок в Основной закон страны, голосование по которым началось в четверг, 25 июня? Например, то, что Президент в случае принятия поправок не сможет управлять государством более двух сроков. Оно и ранее в Конституции было записано это положение, однако с приставкой «подряд». Теперь же никаких оговорок – 12 лет максимум!

Ужесточились и требования к претенденту на высший в стране пост – если ранее будущий глава государства должен был прожить в России не менее 10 лет, то теперь «ценз оседлости» увеличился до 25 лет. Плюс – Президент должен постоянно проживать в России и ранее не иметь гражданства или вида на жительство иного государства. Исключение здесь составят только случаи, когда кандидат ранее жил на территории другого государства, впоследствии вошедшей в состав Российской Федерации. Под это определение подпадают, например, жители Республики Крым или Севастополя.

Кроме того, Президенту, равно как и многим другим госслужащим, запретят иметь имущество за рубежом и вклады в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации. Разумеется, в случае принятия указанных корректировок.

Которые, к слову, изменят и всю систему работы федеральных органов власти. Например, наделят Совет Федерации правом консультаций с президентом по кандидатурам руководителей силовых структур, в том числе министров обороны, юстиции, внутренних дел, глав МЧС и спецслужб, генерального прокурора и его заместителей, а также судей. Государственной думе, в свою очередь, позволят утверждать премьера, его заместителей и министров.

Кроме того, поправки дадут право Конституционному суду проверять на соответствие Основному закону федеральные и региональные нормативные акты – после их принятия Государственной Думой и Советом Федерации, но до вступления в силу. Таким образом Конституционный суд сможет отклонить федеральный или региональный закон еще до начала его действия. Кроме того, он будет блокировать применение на территории России решений, принятых на основе международных договоров и соглашений – разумеется, в случае их несоответствия Конституции.

Что сулит обществу принятие именно этих изменений?

Во-первых, защиту от непредсказуемых действий одного человека – именно отсутствие такой защиты привело в 80-90-х годах прошлого столетия к судьбоносным событиям в жизни страны, которые поломали жизни многим нашим соотечественникам. Появится реальный баланс власти — Государственная Дума и Совет Федерации смогут влиять на формирование правительства и назначение силовиков. Будет закреплен принцип единства системы публичной власти — от центральной до муниципальной, при этом одновременно будут расширены и укреплены полномочия местного самоуправления.

Во-вторых, гарантию сменяемости власти и заслон геронтократии –свойственной руководству страны в советское время. Тогда, напомним, с поста главы государства практиковался основной уход – вперед ногами. К чему это привело, знают все – если не по памяти, то по учебникам истории или анекдотам.

Напомним, как «Обозреватель.Врн» сообщал ранее, голосование по поправкам в Конституцию РФ продлится до следующей среды, 1 июля, включительно. В бюллетень для голосования включен лишь один вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?». Голосующему нужно будет выбрать один из двух предложенных ответов: «Да», или «Нет».

Иван Надвоицкий