Обратная десятина: Воронежцам рассказали, почему в бюджете не хватает средств на развитие города

Публичные слушания по проекту бюджета столицы Черноземья на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. состоялись в Воронежской гордуме 12 декабря. Участники обсуждения, в большинстве своем пришедшие, чтобы в очередной раз обнародовать конкретные бытовые и инфраструктурные проблемы, в общем-то, непосредственно с бюджетом мало взаимосвязанные, довольно неожиданно получили ответ на интересный вопрос: почему средств казны не хватает для удовлетворения всех потребностей горожан.

По словам и.о. руководителя управления финансово-бюджетной политики горадминистрации Ирины Чикиной, доходная часть бюджета на 2017 г. прогнозируется на уровне 17,544 млрд руб., расходная – 15,794 млрд руб. Казалось бы, впервые за последние годы главный финдокумент Воронежа сверстан с профицитом? Но это – только бухгалтерский мираж: в объеме поступлений в городскую казну учтена субсидия Дорожного фонда региона на погашение задолженности по бюджетным кредитам, а это 1,97 млрд руб. Одно радует: средства целевые, их направят на выплату ранее полученных займов из вышестоящих бюджетов, так что долговая нагрузка муниципалитета снизится. Но в итоге доходы города все равно будут меньше расходов, так что образуется дефицит в 220 млн руб. (или 2,5% от собственных доходов Воронежа).

Представлявшая документ Ирина Васильевна очень подробно рассказала о прогнозируемых источниках наполнения бюджета – что интересно, из-за законодательных изменений городская казна недополучит порядка 425 млн руб. – и об основных направлениях расходования средств в 2017 г. Здесь нововведений немного: как и в прошлом году, почти все финансирование (98,6%) будет распределено между 12 муниципальными программами.

Дискуссия (можно сказать, традиционно) в основном была довольно далека от непосредственно бюджетных вопросов: участников обсуждения куда больше интересовали темы строительства канализационных сетей на конкретных улицах частного сектора, ремонта дорог и создания новых мест в детсадах.

Правда, один важный аспект, напрямую касающийся возможностей бюджета города, внимательные слушатели все же уловили: как рассказала Ирина Чикина, в казну муниципалитета зачисляется только 10% от всех налогов, собранных на территории областного центра. А остальные сборы (90%) по действующему Бюджетному кодексу пополняют казну региона или федерации.

Такая «несправедливость», как охарактеризовали ситуацию сами горожане, многих возмутила: участники обсуждения адресовали свое негодование председательствовавшему на слушаниях первому вице-мэру по стратегическому планированию, экономике и финансам Сергею Курило. Люди требовали «выйти с законодательной инициативой в Госдуму», чтобы пересмотреть порядок зачисления налоговых сборов в бюджеты разных уровней, оставляя больше средств муниципалитетам.

Правда, сам Сергей Курило сначала попытался переспорить сердитых горожан – дескать, не может горадминистрация направлять законодательные инициативы в Госдуму, нет таких полномочий. Как максимум – только через городскую Думу обратиться к региональному парламенту с просьбой выступить с подобным предложением «наверх». Но позднее вице-мэр отошел от формальностей и пояснил жителям более доступно:

— Нам оставляют тот минимум, который позволяет прожить. Финансирование на развитие мы получаем «сверху», — признал Сергей Курило. – Вы видите, что многие вопросы, которые сегодня обсуждались, мы могли бы решить – они недорогостоящие, 15-20 млн руб. на фоне 17 млрд (общий объем доходов. – прим. ред.) – но у нас таких «зазоров» просто нет.

Вице-мэр посетовал (и с ним крайне сложно не согласиться), что нагрузка на муниципальный бюджет очень высока. Также чиновник жестко раскритиковал принцип бюджетного кредитования.

— Что такое бюджетный кредит? Это деньги, которые взяли у нас, 90% наших доходов изъяли, а потом нам же их дают под проценты, — эмоционально высказался Сергей Курило. – Что я могу поменять в этой системе? Мы самое низшее, самое ответственное и самое уязвимое звено.

Понятно, что ситуация, при которой органу местного самоуправления остается лишь 10% от собираемых на его территории налогов, характерна для всех муниципалитетов страны, и Воронеж здесь не является каким-либо исключением. Другое дело, что при таком порядке вещей о местном самоуправлении как таковом можно попросту забыть: населенный пункт, обескровленный бюджетным законодательством, просто не в состоянии прожить на гротескную «обратную десятину» без помощи органов государственной власти. Следовательно, она — государственная власть — получает полное право диктовать муниципалитету, как ему жить, какие программы реализовывать и кто им должен руководить. Стоит ли удивляться при этом, что у жителей городов и районов забирают право выбирать себе мэров, программы развития и вообще, контролировать органы власти? Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. А она — музыка для муниципалитетов — сегодня, увы, такая, более похожая на военные марши, нежели на захватывающие многоструктурные симфонии. И это удручает…

Фото пресс-службы мэрии Воронежа